ИА DAILYSTROY обратилось к региональным экспертам с вопросом, как развивается в их регионах гостиничный бизнес?
Александр Лесник
Генеральный директор компании Hotel Consulting and Development Group (Москва)
После вывода с московского рынка ряда крупных гостиниц, не замещенных адекватной альтернативой, возникновение дефицита отелей три звезды являлось вполне очевидным. И несмотря на громадье планов и программ чиновников, ситуация пока не меняется. Не надо быть большим специалистом, чтобы понять, что при той стоимости земли (вернее, права на ее аренду) плюс при разного рода социальных нагрузках, которые на данный момент существуют, в центре нет смысла строить техзвездочный отель, потому что он не будет окупаться бесконечно. С другой стороны, эта ниша свободна, и на нее есть спрос. Но пока наши инвесторы не привыкли работать с так называемыми «длинными деньгами». Это видно и по политике банков. Как только окупаемость проекта зашкаливает за 5 лет, банковское сообщество начинает относиться к нему настороженно. Не говоря уже о той процентной ставке, которую предлагает банк. Сейчас она снизилась до 11%, но это все равно для большинства инвесторов экономически невыгодно. А пока существующий спрос на услуги размещения среднего уровня успешно замещается частным сектором. По поводу бюджетных гостиниц есть решение. Власти города, наконец, обратили внимание на ведомственные общежития. И выступили с инициативой переделать их под бюджетные средства размещения. По-моему, это выход из сложившейся ситуации. И потом, скоро город придет к тому, что строить торгово-офисную недвижимость в пределах Садового кольца бесконечно нельзя (кстати, уже объявлено об ограничении офисного строительства в ЦАО). В любом случае, наступит предел платежеспособного спроса, а также другие ограничивающие факторы, типа бесконечных пробок. И тогда инвесторы придут в гостиничный бизнес. В центре города – дефицит территории, поэтому выходить придется на периферию. А там, как мы уже говорили, нет смысла строить пятизвездочные отели. Наверняка будут строить три звезды. Если там посчитать доходность, то рентабельность тех же офисов приблизилась к рентабельности гостиниц.
Валерий Гараев
совладелец сети гостиниц АMAKS grand hotel (Пермь)
В Перми распространены преимущественно трехзвездочные гостиницы. Приличный номер менее чем за 1,5 тыс. руб. не найти. Можно, конечно, зайти в профсоюзную гостиницу и снять комнату с кроватью за 250 рублей, но гости из Москвы или Екатеринбурга предпочитают трехзвездочные номера. Я не согласен с тем, что гостиничный сектор в России развивается низкими темпами. Я знаю, что в Ростове-на-Дону, планируется ввести в эксплуатацию восемь гостиниц – построить четыре новые и четыре реконструировать. В Перми застройщики тоже не дремлют. В течение двух лет у нас хотят построить три гостиницы и одну реконструировать. В других регионах, как мне известно, гостиничный сектор также развивается бурными темпами.
Андрей Сидоров
Генеральный директор компании «Ренессанс-Дон» (Ростов)
В Ростове гостиничный комплекс, фактически, находится на уровне советских времен, даже еще в более худшем состоянии. За пятнадцать лет из обращения вышло порядка шести гостиниц. И в настоящее время этот сектор рынка не развивается. Сейчас в действии находятся несколько крупных гостиниц – «Don-Plaza», «Турист», «Ростов», «Старый Ростов». Но все это реконструированные здания, которые были в Ростове еще до перестройки, новых построено не было. Недавно появилась гостиница «Пушкинская», но она никак не повлияла на рынок, в ней всего десять номеров. В течение последних пяти лет в городе начали функционировать около двадцати частных мини-гостиниц, но они также не влияют существенно на рынок, так как большинство из них совмещены с ресторанами и развлекательными комплексами. В связи с отсутствием профессионального уровня обслуживания и несоответствия требованиям качества обслуживания, серьезные люди там не останавливаются, хотя приток бизнес туристов в Ростов постоянно увеличивается, и увеличивается спрос на гостиничные услуги высокого уровня. В нашем регионе, как, впрочем, по всему югу России, нет ни одной «звездной» гостиницы, ни одна наша гостиница не соответствует мировым требованиям качества. Гостиница «Don-Plaza» позиционируется, как гостиница в «четыре звезды», но, на мой взгляд, в реальности она не соответствует заявленному уровню. Раньше эта гостиница работала по франшизе Intourist, была произведена реконструкция под брэнд. На данном этапе «Don-Plaza» абсолютный монополист в городе по оказанию конгресс-услуг, хотя эта ниша достаточно востребована, и в этом секторе могли бы поучаствовать и другие компании. Государство гостиничный бизнес не поддерживает. Бюджетных гостиниц в городе нет ни одной, есть одна ведомственная на 70 номеров, которая принадлежит «Межрегионгазу» и используется для внутреннего пользования. Ситуация могла бы измениться с помощью целевой государственной программы, направленной на развитие гостиничного бизнеса, но она у нас вряд ли появится. Ведь сейчас нет ни одного ведомства, ни одного министерства, которые занимались бы этим направлением. У местных властей главная задача – привести город в порядок, так Ростов отличается повышенным износом коммуникаций и жилищного фонда. Единственное, что могут сделать власти – максимально облегчить процесс инвестирования и адаптации денег на рынке, сделать регион привлекательным для внешних инвесторов. А на данном этапе вложения в нашем городе в гостиницу «четырех звезд» будут окупаться в течение десяти – пятнадцати лет. Это безумно «длинные» деньги, и никто из местных инвесторов не готов вкладывать средства в этот сектор. В целом, спрос на гостиничные услуги, удовлетворяется действующими в городе гостиницами. Но при этом нет определенной структуризации бизнеса, никто не пытается изучить рынок и его потребности. Нет конкуренции. Поэтому никто не стремится повышать качество. Если в ближайшее время на этом сегменте рынка появится крупный игрок, представитель международной транснациональной сети, к примеру, который построит здесь гостиницу в «пять звезд», ситуация коренным образом изменится. Такой конкурент отобьет серьезную платежеспособную клиентуру у местных игроков. Начнется конкурентная борьба, и как следствие – бурное развитие гостиничного сегмента. Ростов сейчас на грани прихода такого игрока. Скорее всего, это будет компания Rezidor SAS Hospitality. Представители компании уже подписали договор с нами, планируется перестроить нашей гостиницы «Московской» построить отель сети Radisson SAS.
Марина Павленко
Директор гостиницы «Исеть» (Екатеринбург)
В городе по-прежнему не хватает дешевых отелей, не хватает номеров среднеценовой категории, которые больше всего и востребованы. Среди гостей Екатеринбурга популярны номера стоимостью до 3 тысяч рублей. Средняя цена гостиничного номера в Екатеринбурге составляет почти 4 000 рублей. Кроме того, с 1 февраля гостиницы подняли цены еще на 15-20%.
Юрий Воропаев
генеральный директор «Петербургская консалтинговая компания»
В нашем городе должно быть больше гостиниц. Нарастает деловая активность, увеличивается количество туристов. С одной стороны, это хорошо, но, с другой, почти весь поток приходится на короткий сезон — белых ночей. Проблема в том, что при таких больших объемах уровень сервиса неизбежно падает. Обслужить клиента качественно в условиях массового наплыва гостей не представляется возможным. Рискуем потерять и тех туристов, которые приезжают к нам. К тому же гостиницы не могут жить за счет лишь полутора-двух месяцев активной работы. Мертвый сезон есть везде, но он (за исключением гостиниц курортных городов) продолжается полтора-три месяца. Очевидно, что необходимо растягивать туристский сезон. Это в большей мере задача городских властей, чем турфирм и отелей. Если ситуация в этом отношении не изменится, то инвестиционная привлекательность гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге будет оставаться низкой.