Сегодня, 27 ноября, в газете «Ведомости» появилось интервью генерального директора госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Константина Цицина. ИА DAILYSTROY публикует часть интервью.
— Госкорпорации критикуют за противоречивость юридического статуса и непрозрачность управления. Вам есть что ответить оппонентам?
— Мне наш статус представляется удачным. Он позволяет в отличие от бюджетных организаций оперативно и эффективно решать серьезные задачи. Госкорпорация создается по отдельному закону, где подробно прописана вся технология ее работы. Финансовая отчетность фонда будет публичной, предусмотрен внешний аудит. Деньги, которые передаются фонду, действительно переходят из госсобственности в собственность фонда. Но главная задача корпорации — возврат средств обратно в бюджетную систему на региональный и местный уровень для решения конкретных общественно полезных задач. У фонда нет цели оставить средства невостребованными.
— А в какой мере эти деньги покрывают общероссийские нужды в ремонте и расселении аварийного жилья?
— Разумеется, реальные потребности намного больше. Но нам важно запустить сам процесс капитального ремонта и реформирования ЖКХ в регионах. Понятно же, что у субъектов федерации не хватает своих средств на масштабные преобразования в этой сфере.
Фонд будет представлять средства на безвозмездной основе, как финансовую помощь. Но получить ее смогут только те регионы, у которых активно создаются товарищества собственников жилья, у которых значительная часть сервисных организаций ЖКХ находится в частной собственности, — сейчас же это в основном малоэффективные муниципальные организации.
— То есть фонд — это что-то вроде пряника для регионов, которые до сих пор усердия в реформировании ЖКХ не проявляли. Тут у них хотя бы материальная заинтересованность появляется.
— Можно и так сказать. По-моему, это разумный и правильный способ применения средств федерального бюджета, которые скопились в стабилизационном фонде. Об этом и президент в своем послании сказал в этом году.
— По закону ваш фонд вправе вкладывать временно свободные средства в финансовые инструменты. Причем список активов широкий, совсем как у частных управляющих. Как вы собираетесь своими правами распорядиться?
— Эта норма появилась потому, что понятно: все 240 млрд. руб. мы сразу не освоим. Перечень инструментов, в которые законом разрешено вкладывать деньги фонда, включает государственные и ипотечные облигации, российские акции и паи российских ПИФов, государственные облигации и акции компаний из стран, входящих в ОЭСР. Подробно механизм инвестирования будет изложен в постановлении правительства, которое сейчас мы разрабатываем вместе с Министерством финансов и ЦБ. Наша общая позиция в том, чтобы переданные фонду бюджетные средства в минимальной степени подвергались рискам. Поэтому мы договорились сейчас, на начальном этапе деятельности фонда, сократить список инструментов для инвестирования. Оставили только облигации. Акций и паев не будет.
— Зачем же было предоставлять фонду такие широкие полномочия, чтобы через несколько месяцев их урезать?
— Это обусловлено конъюнктурой финансовых рынков в последние месяцы. Средства-то большие. С такими деньгами надо очень аккуратно обращаться. Возможно, изменение ситуации на рынке в дальнейшем позволит использовать и другие инструменты для обеспечения сохранности средств фонда.
— Что можно сделать в региональном ЖКХ на 8 млрд. руб. (максимальный лимит на одного получателя)?
— Например, Калмыкии требуется около 4 млрд. руб. для принципиального решения проблем в ЖКХ в масштабах республики. На днях беседовал с мэром одного города с населением 30 000 человек, который за весь прошлый год потратил 8 млн. руб. на ремонт и расселение аварийного жилья. И, конечно, на всё, что ему нужно было сделать, этих денег не хватило. А таких городов в России много. Теперь же благодаря нашему фонду ситуация с финансированием ЖКХ на местах качественно поменяется.
— А на ситуацию с откатами в ЖКХ появление вашего фонда как-то повлияет?
— Процесс распределения средств фонда будет максимально прозрачным. Сотрудники подразделения мониторинга, которое мы обязаны создать по закону (для контроля за использованием средств), будут постоянно контролировать их расходование на местах. Мы будем это делать в тесном взаимодействии с контрольными и правоохранительными органами. Сейчас механизм такого взаимодействия вырабатывается.