План строительства новых станций московского метро не получит весомую поддержку от федерального центра

Как сообщает ПРАЙМ-ТАСС, утвержден план строительства новых станций столичного метрополитена на 2008-2010 годах. В то же время московским властям пришлось отказаться от надежды получить весомую поддержку от федерального центра на это строительство.

Расширение сети столичного метро, особенно в отдаленных районах города – признана задачей едва ли не государственной важности. Ведь власти города надеются пересадить в подземку «львиную долю» жителей непомерно разросшихся окраин, которые, не имея другого выхода, ежедневно едут на работу в Москву наземным или личным транспортом, создавая на и без того перегруженных трассах огромные пробки. Для этого нужно не только строить новые линии, но и увеличивать количество поездов: «давиться» на битком набитой платформе, пытаясь любыми судьбами уехать в центр, мало кто пожелает. Решать транспортную проблему в столице государства – дело не только города, но и всей страны. Так, по крайней мере, посчитали столичные власти.

В конце лета мэр Москвы Юрий Лужков предложил депутатам «основной политической партии страны» в Госдуме взять под контроль строительство метрополитена в Москве. Прежде всего – финансирование. При этом мэр сослался на советский опыт, начиная с 30-х годов прошлого века — «тогда строительство метро в Москве шло только по линии государственного бюджета».

После распада СССР с середины 1990-х годов финансирование метро из госбюджета начали сворачивать, соответственно и темпы строительства застопорились. В итоге, как заявил Юрий Лужков, «умельцы из Минфина сокращали, сокращали и досокращались до объемов финансирования менее 10 % вложений в строительство метро в Москве». Теперь уже очевидно, что планам увеличить федеральную долю до 20 %, а лучше до 50 %, сбыться не удалось. Соратники по партии либо дали мэру Москвы «от ворот поворот», либо отказали под тем предлогом, что российский бюджет есть куда потратить и помимо финансирования строительства метро в самом богатом городе страны.

Власти города смирились с тем, что нагрузка по проведению линий метро в отдаленные районы ляжет на их плечи. В утвержденном в столичной администрацией плане развития метрополитена на 2008-2010 годах планируется потратить на эти цели около 118 млрд руб. Примерно в такую сумму власти города оценили необходимые объемы строительства еще летом. Только тогда предполагалось разделить бремя с федеральным центром, а теперь придется изыскивать средства из собственных доходов. В документе речь идет не только о станциях, открытие которых уже не раз анонсировалось, но и о тех, строительство которых только намечено. Среди них, например, станция «Лихоборы» на Люблинско-Дмитровской линии, ввод которой намечен на 2013 год, «Зябликово» — с открытием в 2010 году. В 2009 году на Люблинско-Дмитровской линии будет открыто движение между станциями «Трубная» и «Марьина Роща», а в 2013 году строительство дотянется до «Лихобор», где будет построено электродепо. Ранее Люблинско-Дмитровская линия была в течение длительного времени законсервирована, и лишь в конце лета нынешнего года для пассажиров открылась станция «Трубная». «Насколько все же мы иногда по-дурному подходим к работе и к решению вопросов, — посетовал в этой связи Юрий Лужков, присутствовавший на церемонии открытия. – Ведь консервация станции почти столько же стоит денег, сколько стоит строительство!» С открытием станции «Трубная» интервал движения поездов уменьшился, и это, по оценке специалистов, добавляет ей лишние 4 тыс. мест в час. На Замоскворецкой линии в 2009 году между «Автозаводской» и «Коломенской» появится станция «Технопарк». Участок от «Красногвардейской» до «Братеево» будет введен в строй в 2011 году.

Особые перемены ждут Арбатско-Покровскую линию. К ней будет присоединен новый участок — Митинско-Строгинская линия. Произойдет это уже в нынешнем году, когда откроется участок между «Парком Победы» и «Кунцевской». Нынешняя «Кунцевская» станет последней станцией Филевской линии. А строящаяся сейчас «Кунцевская-2» станет частью Митинско-Строгинского радиуса. От нее поезда пойдут через «Крылатское» в «Строгино». В 2009 году метро после 20-летнего ожидания придет к жителям микрорайона Митино станция «Волоколамская». В 2011 году в строй будет пущена станция «Митино». А в 2010 году метро выйдет за пределы МКАД. На востоке Москвы в 2013 году откроется станция «Новокосино» Калининской линии, а в 2011 году Таганско-Краснопресненская линия будет продлена от станции «Выхино» до микрорайона Жулебино.

Кроме того, на 2009 год запланировано строительство оборотных тупиков на станции «Улица Старокачаловская» Бутовской линии легкого метро. К 2014 году метро придет в Солнцево. Участок Солнцевской линии пройдет от «Парка Победы» через «Олимпийскую деревню» в Солнцево и Ново-Переделкино. Строительство это идет согласно ранее утвержденному распорядку. Первая очередь – линия традиционного, не лёгкого, метро от Парка Победы до Олимпийской деревни через Мосфильмовскую улицу, Ломоносовский и Мичуринский проспекты. Вторая очередь – линия непосредственно в Солнцево и Ново-Переделкино. Она и будет завершена к 2014 году. Будет это легкое метро или нет – станет ясно ближе к делу.

В утвержденном плане также предусмотрено проектирование строительства вторых выходов со станций «Партизанская», «Парк Победы», «Бауманская» и «Комсомольская-кольцевая». Если говорить о более далекой перспективе, то предполагается продлить Калининскую линию метро от «Третьяковской» до «Москва-Сити». На этом участке будут построены станции «Кадашевская», «Остоженка» и «Смоленская». В 2015 году пассажиров примет станция «Суворовская» Кольцевой линии.

Функции государственного заказчика по проектированию и строительству линий и объектов метрополитена возьмет на себя департамент экономической политики и развития города. Всего в московском метро в ближайшие годы планируется открыть 15 новых станций.

Удовольствие прокатиться на «подземке» стабильно дорожает каждый год. Уже известно, что с января разовый проезд будет обходится не в 17, а в 19 руб. «Тарифы на проезд в общественном транспорте и метро Москвы с нового года увеличатся на 13–15 % от нынешней стоимости», — сообщил в этой связи первый заместитель мэра, руководитель комплекса экономической политики и развития столицы Юрий Росляк. По его словам из этих 2 руб. на строительство подземки не пойдет ни копейки. Подорожание связано с ростом издержек на элктроэнергию и обслуживание подвижного состава, которые компенсируют за счет пассажиров.

Московские власти стараются, чтобы оплата проезда не отнимала у пассажиров слишком много времени. В начале этого года началась продажа бесконтактных билетов «Ультралайт» на 10, 20 и 60 поездок. А в 2008 году метро планирует полностью перейти на использование бесконтактных смарт-карт для оплаты проезда. Держатели некоторых банковских карт могут и вовсе не покупать билеты – достаточно приложить карту к контрольному устройству на турникете, и с нее автоматически списывается необходимая сумма. Все это направлено на то, чтобы платить за метро стало быстрее и удобнее. Прогресс не стоит на месте – недавно было презентовано вовсе новое устройство. Если оно получит широкое распространение, то оплату можно будет производить с помощью мобильного телефона.

Согласно договору, заключенному между столичным метрополитеном, компанией Nokia, Банком Москвы и международной системой оплаты VISА, с 30 августа жители столицы могут проходить в метро, пользуясь мобильными телефонами. Для этого им необходимо приобрести специальный телефон Nokia в магазинах города. С января же никаких дополнительных телефонов вовсе не потребуется. «Зеленоградская фирма «Микрон» запускает в продажу специальные сим-карты, которые будут работать в любых мобильниках и с помощью которых москвичи смогут проходить в метро», — рассказал глава московского метро Дмитрий Гаев. Юрий Лужков, ознакомившись с новинкой в процессе открытия станции «Трубная», назвал эксперимент «шикарным». «Теперь не требуется стояния у кассы, нет необходимости в спешке искать деньги, можно просто приложить мобильник и пройти в метро», — сказал он.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *