Положение дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства вызывает опасение. По данным специалистов Росстроя, изношенность систем жизнеобеспечения в российских городах и поселках составляет в среднем от 53 до 65 процентов. Около 30 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки. По предварительным расчетам, только на полное восстановление коммунальных котельных требуется около 120 млрд. рублей, на замену ветхих сетей теплоснабжения - 180 млрд. рублей, сообщает ИТАР-ТАСС Урал.
Реформа ЖКХ предполагает передачу ответственности за коммунальное хозяйство местным органам власти. Вместе с тем, возложив на муниципалитеты всю тяжесть организации содержания жилого фонда, новый Жилищный кодекс и иные федеральные правовые акты в части жилищного законодательства и тарифного регулирования перенесли на них и множество проблем, решение которых не апробировано и противоречиво. По данным специалистов, возникают определенные финансовые противоречия, которые существенным бременем ложатся на местные бюджеты, тормозя соответственно проведение реформы ЖКХ в целом.
Например, размеры платы за коммунальные услуги для населения устанавливается органами местного самоуправления. Но в случае роста тарифа сверх предельного уровня, бремя компенсации разницы в тарифах ложится на местный бюджет. Это только один из многочисленных примеров противоречий.
Зарубежный опыт
Конечно, ЖКХ - сфера, где провести реформу за 2-3 года невозможно. Например, в Англии на реформу ушло 15 лет. Страна долго шла к созданию общественно приемлемых и коммерчески привлекательных условий в коммунальном секторе. В 1997 году был введен запрет на отключение услуг водоснабжения для бытовых потребителей, но одновременно было принято балансирующее решение о включении недоплаченных потребителями сумм в действующий тариф. Качество коммунальных услуг в Великобритании определяется множеством измеряемых параметров. В частности, зафиксировано время дозвона до диспетчерской службы - 30 секунд - и время исполнения заявки по устранению неполадок. Еще один важный урок коммунальных реформ в Англии - перевод и объединение сотни муниципальных водоканалов сначала в собственность десяти региональных государственных компаний и последующая их приватизация. Перед приватизацией государство списало все долги коммунальных предприятий, взяло на себя расходы на приведение имущества в работоспособное состояние, провело его паспортизацию и постановку на баланс.
Долги исчисляются миллиардами
Сегодня одна из главных проблем сектора ЖКХ - долги. По данным Минрегиона, суммарная кредиторская задолженность отрасли к концу 2006 года составляла 303 млрд руб., дебиторская задолженность - 305 млрд руб. задолженность со стороны бюджетных учреждений всех уровней - 18,8 млрд руб. В сумме - это 10%российского бюджета 2006 года.
Итак, долги отрасли ЖКХ составляют почти 10% от доходов российского бюджета 2006 года. Правительство осознает, что без погашения долгов реформа ЖКХ не принесет положительных результатов. В итоге в апреле 2007 года в Госдуму был внесен проект федерального закона "О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса РФ", подготовленный Министерством регионального развития РФ. По сути, Минрегион предлагает провести реструктуризацию коммунальной отрасли.
Реструктуризация приведет к коррупции?
Согласно законопроекту, реструктуризации подлежит непогашенная и невзысканная в предусмотренном законодательством порядке, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2007 года задолженность по уплате налогов и сборов, обязательных платежей, пеней и штрафов в размере, не превышающем сумму этой задолженности по состоянию на первое число месяца, в котором организацией-должником подано заявление об участии в программе финансового оздоровления.
По мнению руководителя Федеральной службы по тарифам Сергея Новикова, проводить реструктуризацию задолженности предприятий ЖКХ нужно, но один раз и навсегда. Т.е. нужно дать шанс предприятиям ЖКХ начать жизнь с начала, без долгов. С одной стороны, это разумный шаг, т.к. большая часть долгов накопилась в период, когда ответственным за состояние коммунального хозяйства было государство. Следовательно, и платить нужно из государственных денег.
С другой стороны, реструктуризация может привести к тому, что часть денег попадет не по назначению. Что мешает предприятию заявить, что оно является банкротом, приписав долг? Комитет Госдумы по собственности считает, что предлагаемая процедура оздоровления противоречит установленной в действующем законе "О банкротстве". По закону о банкротстве, "финансовое оздоровление …может быть введено по решению первого собрания кредиторов и арбитражного суда". И никакие комиссии не могут решать, банкротить предприятие или оздоравливать.
Участвовать в дискуссии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.