Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с организацией и проведением XXII зимних Олимпийских игр <…> в городе Сочи» может совершить настоящую революцию в отношениях собственности в России — ведь предлагаемые поправки в Земельный и Гражданский кодексы (ЗК и ГК) будут действовать не только в Сочи, а по всей стране. «Нельзя было создать локальный «олимпийский закон» только для Сочи. Без внесения изменений в другие законодательные акты он не имел бы силы», — объясняет зампред комитета по экономполитике Госдумы Юрий Барзыкин, работавший над проектом, пишут «Ведомости» сегодня, 14 сентября.
Сейчас законодательство позволяет изымать частную землю для нужд государства (строительства инфраструктурных и военных объектов, доступа к залежам полезных ископаемых) по решению федерального или местного органа исполнительной власти (издается нормативный акт). У собственника есть год, чтобы договориться с властями об условиях изъятия. Если переговоры не принесут результатов, власти могут добиваться его выселения в судебном порядке.
Законопроект все существенно сокращает и упрощает. Решение об изъятии больше не нужно будет регистрировать в Федеральной регистрационной службе. Олимпийская госкорпорация обращается к краснодарским властям, они принимают решение и сообщают о нем собственнику, который в течение семи дней должен выбрать оценщика. Всего будет 30 уполномоченных оценщиков, которых отберет госкорпорация. Если собственник за семь дней не определится, она же назначит ему оценщика. В течение 10 дней стороны должны заключить договор об оценке объекта, через 30 дней она будет готова. Отчет об оценке направляется госкорпорацией краснодарским властям, которые в течение 15 дней готовят соглашение о выкупе. Если через 30 дней соглашение не подписано, власти идут в суд с иском об изъятии объекта недвижимости для федеральных нужд.
А вот собственник оспорить решение чиновников об изъятии в суде не имеет права вообще, это прямо прописано в законопроекте. Хорошо еще, что можно заявить «встречные требования относительно формы или размера компенсации». «Еще одна новация касается компенсации», — замечает управляющий партнер Corpus Uris Алексей Новоселов. Если раньше при изъятии обязательно нужно было предоставлять другую землю, то сейчас ГК вносится изменение: собственнику предоставляется «иное имущество с зачетом рыночной стоимости в выкупную цену».
«Определить необходимость земли для нужд государства можно на основании градостроительного плана, плана развития территории и т. п. То есть, например, в соответствии с этим планом здесь через 10 лет будет дорога. Планы составляют чиновники и они решат, что нужно для Олимпиады, а что нет. Нужна гостиница для Олимпиады? Нужна! А сколько их нужно? Непонятно. Зато повод протащить своего инвестора. Ведь Олимпиада пройдет, а гостиница останется», — рассуждает Новоселов. По словам Барзыкина, перечень объектов будет утверждаться правительством.
Партнер юрфирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Виталий Можаровский подсчитывает, что процесс изъятия участков сократится до менее чем трех месяцев. «Если раньше у человека был год, чтобы подобрать себе другое жилье, то сейчас придется решать вопросы в авральном режиме», — говорит он.
«Конституционность документа в такой редакции можно будет легко оспорить», — считает Можаровский. «Если остался здравый смысл, то в таком виде его не примут», — соглашается гендиректор юридической фирмы «Легге» Ольга Григорьева.