Группа АСТ создана в 1989 году. Компания в равных долях принадлежит Тельману Исмаилову, двум его сыновьям и племяннику. В группу сегодня входит 31 компания, занимающаяся различными видами бизнеса, среди них «АСТ-Гоф» (гостиничный бизнес), «АСТ-Капстрой» (строительство), «АСТ-Щит» (охранное предприятие), «АСТ-Прага» (ресторанный бизнес), «АСТ-Такси» (пассажирские перевозки), «АСТ-Голд» (производство ювелирных изделий), ОАО «Торговый дом ЦВУМ» (управление «Военторгом»). Ежегодный оборот компании — около $2 млрд. Сегодня, 28 августа, «Ведомости» публикуют интервью с президентом Группы АСТ Тельманом Исмаиловым.
— Какие проекты АСТ самые прибыльные?
— Самый прибыльный — строительство. Скажем, торговля алкоголем имеет большой оборот, но прибыль не такая большая. А типография — наоборот: оборот небольшой, а прибыль дает большую.
— На сайте группы АСТ говорится, что строительная компания «АСТ-Капстрой» — лучшая в столице. По какому критерию она лучшая?
— По качеству. Она инвестор и строитель элитных офисных зданий в Москве. Построила офисный центр на Красной Пресне — 70 000 кв. м. На Поклонной горе будем строить офисный и торгово-развлекательный центр на 330 000 кв. м. Скоро закончится реконструкция «Военторга», уже подписаны протоколы с несколькими крупными арендаторами — Microsoft, Sony, Barclays Bank.
— Сколько площадей в собственности группы?
— Около 1,5 млн. кв. м. Все они в Москве.
— Вы также занимались скупкой земли в Подмосковье. Сколько и где купили?
— Я купил большой участок — 3500 га — в Клинском районе. Там располагается большой колхоз с большим агрокомплексом. Разводим около 2000 коров, из них 1400 дойные. Уже построили там два молокозавода, продаем молоко под брендом «АСТ-Долголетие». Строим там же, в Клину, крахмальный завод для нужд нефтяников.
— А под жилое строительство планируете эту территорию использовать?
— АСТ претендует на попадание в нацпроект «Доступное жилье», так что будем строить в Клину жилье.
— Для того чтобы попасть в этот проект, нужно иметь планы строительства от 1 млн. кв. м.
— Столько примерно и будет. Проект разрабатывается. Со следующего года должны будем строить по 330 000 кв. м в год и в течение трех лет закончим строительство. По территории этого города пойдет новая дорога Москва — Санкт-Петербург.
— Сколько средств вам понадобится для реализации этого проекта?
— Пока непонятно.
— В последние годы вы занялись строительством гостиниц. Уже работает гостиница в Филях, строится на Арбате. А сколько всего вы хотите построить гостиниц в Москве?
— В Москве планируем строить трехзвездочные отели. Небольшие — по 125-140 номеров. Всего будем покупать около 20 площадок. Переговоры по этим площадкам находятся на различных стадиях. Это будет сеть гостиниц «Сафиса». Эти же названия будут носить отели, строящиеся за границей.
— У вас уже есть отели за границей?
— В Турции построено пять небольших гостиниц. Заканчиваем строительство в Анталье большого отеля. Есть планы построить по одному отелю в Болгарии, Хорватии, Черногории.
— Можете сказать, сколько средств инвестировали в строительство гостиниц в Москве и Турции?
— Много. Возведение одного лишь отеля в Анталье обошлось в $500 млн.
— Строительство гостиниц за границей — это попытка переложить деньги в активы в других странах?
— Вовсе нет. Компания должна развиваться, а строительство и гостиничный — это самые перспективные направления.
— Считается, что строительство гостиниц — менее выгодное дело, чем, скажем, строительство офисов. Конечно, у вас есть собственная компания-оператор. Но все же срок окупаемости больше, да и раскрутка требуется.
— Свой оператор — это уже полдела, а места, где находятся мои гостиницы, раскручивать не надо. Разве отелю напротив «Праги» нужна реклама? Турция — популярное место. В прошлом году там отдыхало 7,5 млн. человек, в этом году на 1 июля — уже 6,2 млн.
— С каждым годом ваши проекты становятся все масштабнее. Вы используете привлеченные средства?
— В основном собственные, но привлеченные тоже.
— А нет идеи провести IPO для привлечения средств?
— Подготовка к IPO идет, думаю, через год продадим в Лондоне 10-15% группы АСТ. У нас уже есть консолидированная отчетность, цифры пока назвать не могу.
— Помимо строительства какие еще планы по расширению бизнеса?
— У нас обширные планы производить разные потребительские товары, которые выпускаются в Китае. Купив их технологии и производства, можно в России выпускать все, что сейчас делается в Китае и продается в России.
— Вам принадлежит самый известный в Москве ресторан «Прага». Как вы стали его владельцем?
— С «Прагой» связана вся моя юность. Я хожу туда с 1976 года, отмечал там свое 20-летие, получение диплома, у меня там много друзей работало. В середине 90-х ресторан выставили на аукцион, его очень хотела купить одна шведская компания. Ни работники ресторана, ни я не хотели этого допустить. И в итоге, перебив заявку шведов, я купил ресторан. В его переделку мы вложили $30 млн. Зато сейчас «Прага» — лучший ресторан в Москве. Некоторые бывшие сотрудники ресторана сейчас работают директорами компаний АСТ. Всем, кто ушел на пенсию, мы специальным приказом сохранили пожизненную зарплату.
— Не пытались у вас перекупить «Прагу»?
— Пытались. И сейчас за нее аукционный дом Sotheby’s предлагает $250 млн. Говорят, это историческое здание, сердце Москвы. Но я «Прагу» никогда не продам. Это часть моей истории. Знаете, приятно, что можно вечером зайти в красивый бар, там друзья, женщины в длинных платьях, особая атмосфера. Все это очень красиво. Хотя совершенно недоходно. «Прага» — единственный проект, который не приносит прибыли, просто для души.
— Насколько, по вашему мнению, благоприятны условия для развития бизнеса в Москве?
— У сложившихся компаний перспективы огромные. Но начать что-то делать с нуля в Москве сейчас крайне сложно.