МЭРТ РФ внесло поправки в законодательство по выкупу у граждан и юрлиц земли для государственных и муниципальных нужд

Минэкономразвития РФ подготовило и внесло в правительство поправки в действующее законодательство по выкупу у граждан и юрлиц земли для государственных и муниципальных нужд, сообщил замруководителя департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования МЭРТ Андрей Ивакин, пишут РИА Новости. По его словам, соответствующий законопроект, над которым министерство работало 2,5 года, согласован со всеми ведомствами и осенью может быть внесен в Госдуму. «Мы рассчитываем, что закон заработает уже в 2008 году», — сказал Ивакин.

Без этого закона, по его словам, очень трудно заключать сделки с гражданами и юридическими лицами о выкупе земельных участков из-за определенных неточностей и пробелов в действующем законодательстве. Например, действующая в настоящее время норма гласит, что решение о выкупе должно приниматься органами власти, определенными федеральным законом. Эта норма некорректна, посчитали в МЭРТ, и прописали в новом законопроекте, что определять органы власти, уполномоченные на изъятие земли, должно правительство РФ, органы власти субъектов Федерации или местного самоуправления, в зависимости от того, в чьих интересах оно осуществляется.

Это даст возможность правительству распределить полномочия между ведомствами по принятию решений об изъятии, обращению в суд и заключению договоров с собственниками. Сейчас, по словам Ивакина, в России тормозится заключение целого ряда сделок о выкупе земли для общественных нужд.

«В Геленджике есть решение об отчуждении земли, по некоторым участкам уже заключены договора о выкупе между Росавиацией и собственником. Но органы Росрегистрации отказываются регистрировать эти сделки со ссылкой на букву закона, заявляя, что у Росавиации нет на это полномочий», — привел пример Ивакин. Другая проблема возникает из-за противоречий в действующем законодательстве. Так, Земельный кодекс дает возможность предоставлять земельный участок взамен изымаемого (вместо денежной компенсации), но при этом запрещает предоставлять участки для жилищного строительства без торгов.

«Как можно на торгах предоставить участок взамен изымаемого?», — отметил Ивакин. Кроме того, продолжил он, Земельный кодекс требует предоставления взамен равноценного участка, но при этом запрещает предоставление участка на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. У многих физических и юридических лиц участки находятся именно на таких правах.

Для ответа на эти вопросы новый законопроект дает возможность предоставления без торгов участков взамен отчуждаемых. «Физические лица будут получать участки взамен изымаемых из пожизненного наследуемого владения в собственность. Юридические лица будут получать участки взамен изымаемых из постоянного бессрочного в аренду на 49 лет», — уточнил собеседник.

Устранение пробелов в действующем законодательстве сделает процедуру отчуждения земель для государственных и муниципальных нужд более внятной и прозрачной, как считает Ивакин.

По его словам, уточнение законодательства тем более необходимо в связи с тем, что сейчас в стране идет массовая приватизация и реализуются крупные инфраструктурные проекты, при которых могут «столкнуться» интересы государства и собственника.

Ивакин напомнил, что сейчас Гражданским кодексом предусмотрены два способа отчуждения земель для государственных и муниципальных нужд — добровольный и принудительный. В первом случае стороны договариваются о цене выкупа и совершают сделку. Второй вариант предусмотрен на тот случай, если собственник отказывается продавать свою землю по рыночной цене и требует за нее большую сумму. В этом случае цену выкупа устанавливает суд, он же выносит решение о принудительном отчуждении.

Закон в его нынешнем виде содержит также закрытый перечень обоснований для отчуждения земли. Изъятие может быть связано с выполнением международных обязательств России, для размещения энергетических и атомных объектов, строительства дорог, систем связи, других коммуникаций, в целях защиты государственной границы и обеспечения безопасности страны.

При этом закон оставляет возможность добавить к этому перечню и другие случаи, но каждый из них должен быть принят федеральным законом, уточнил Ивакин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *