По информации «Коммерсанта», опубликованной 4 июля, обновленный московский ЦУМ станет сетевым проектом. Mercury откроет второй ЦУМ в luxury-village в подмосковной Барвихе. По словам одного из участников парфюмерно-косметического рынка, универмаг откроется зимой этого года. Генеральный менеджер Mercury Александр Реебок уточнил, что площадь универмага под рабочим названием «Барвиха ЦУМ» составит 2 тыс. кв. м. «ЦУМ — серьезный и легендарный брэнд, и мы планируем сделать его концепцию сетевой», — говорит Реебок. Программа регионального развития сейчас разрабатывается, предполагается открыть в крупных российских городах в ближайшие три-пять лет пять-семь объектов. В частности, под этим брэндом откроется петербургский универмаг «Дом ленинградской торговли», также принадлежащий Mercury.
Региональные ЦУМы будут меньше московского по размеру: к концу года площадь московского магазина составит 70 тыс. кв. м, а площадь региональных предполагается в 10-15 тыс. кв. м. Александр Реебок уточнил, что Mercury рассматривает варианты как покупки универмагов, так и их строительства с нуля. «Российский рынок department stores достаточно емкий, чтобы в перспективе ЦУМ мог войти в число трех-четырех ведущих операторов Европы, а в будущем стать лидером», — отметил Реебок. Назвать предполагаемую сумму инвестиций он затруднился, сославшись на то, что сама стратегия регионального развития ЦУМа окончательно не определена.
Заместитель гендиректора Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева оценивает стоимость строительства региональных ЦУМов примерно в $1,5-2 тыс. за 1 кв. м. Это означает, что один региональный универмаг обойдется Mercury в $15-30 млн., а весь проект в $75-210 млн. Однако, как полагает директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила, для того чтобы открыть в регионе ЦУМ, Mercury придется, скорее всего, покупать или брать в аренду местные ЦУМы, так как «два ЦУМа в одном городе открыть нельзя». Впрочем, гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс уверена, что наличие региональных ЦУМов не станет проблемой. «Они работают как торговые центры и часто под другими названиями», — считает она.
«Потенциал ЦУМа в регионах огромен: покупательская способность растет, а тратить деньги на одежду негде, поэтому и конкурентов у сети не будет», — уверен гендиректор и совладелец компании «Октан + Альфа» (управляет ТЦ класса люкс «Времена года») Юрий Тюменцев. «И сейчас ЦУМ и ГУМ обслуживают в основном иногородних покупателей, так что проблем с недостатком клиентов в регионах у Mercury точно не будет», — считает Тюменцев. По его словам, «Октан + Альфа» также ведет переговоры о покупке ряда участков на юге России для строительства люксовых ТЦ. Другие операторы российского luxury-рынка пока ограничиваются открытием в регионах моно- и мультибрэндовых магазинов одежды. Так, у ГК «Подиум» один магазин в Ростове-на-Дону, а у Bosco di Ciliegi несколько мультибрэндов в Петербурге, Самаре и Новосибирске.