Депутат Госдумы: Через три года можно ожидать ускорения роста тарифов ЖКХ

По информации ГАЗЕТЫ.GZT.RU, в конце минувшей недели федеральное правительство пересмотрело два из четырех стандартов, на основании которых рассчитываются суммы федеральных трансфертов в бюджеты регионов для помощи малоимущим гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг. Вполне возможно, что наибольшую долю реформенных денег получат те субъекты федерации, которые постараются поменьше субсидировать ЖКХ. То есть регионам предоставлен выбор: или их жители платят за коммуналку по полной — или живут в разрушающихся домах.

Федеральные стандарты предельной стоимости услуг ЖКХ служат для расчета трансфертных платежей из федерального бюджета в региональные для субсидирования неимущих слоев населения и льготников — эти субсидии оплачиваются пополам федеральным и региональными бюджетами. Это не значит, что регионы будут устанавливать реальные тарифы на ЖКУ именно на этом уровне. Но если тариф будет выше, то за недостающую часть субсидии жителям местные власти доплатят из собственного бюджета. Всего федеральных стандартов оплаты ЖКУ четыре: минимальный размер общей жилплощади на человека (18 кв. м на человека), доля оплаты ЖКУ в структуре совокупного ежемесячного семейного дохода, уровень оплаты ЖКУ или собственно стоимость коммунальных услуг (оплата содержания и ремонта жилья — жилищные услуги, оплата отопления, водо-, газо- и электроснабжения, коммунальные услуги) и, наконец, стоимость капремонта. Два последних из перечисленных стандартов и были изменены недавним федеральным постановлением.

Обычно размеры федеральных стандартов, устанавливаемых правительством в среднем по стране, а также по субъектам федерации, определяются ежегодно, но в связи с переходом на трехлетнее планирование федерального бюджета рост тарифов спрогнозировали заранее, тоже на три года, с 2008 по 2010-й. Так, федеральный стандарт на жилищно-коммунальные услуги в расчете на 1 кв. м общей площади жилья в месяц составит 52 рубля в 2008 году, 56,3 рубля в 2009-м, 62,7 рубля в 2010-м. В текущем году этот стандарт равен 47,2 рубля, что на 13,5% выше стандарта для предыдущего, 2006 года (41,6 рубля). Динамика роста ставки стандарта оплаты ЖКУ после некоторого замедления вновь резко подскакивает в 2010 году, причем все три года ее рост превышает прогнозируемую инфляцию. Депутат Госдумы Олег Шеин считает это симптоматичным. «У меня стойкое ощущение того, что состояние ЖКХ в России будет ухудшаться, — заявил он. — Через три года можно ожидать ускорения роста тарифов».

Дело в том, что региональные власти не сильно надеются на федеральные трансферты. Как признался источник в столичном правительстве, рассчитывать на полномасштабный перевод средств из федерального бюджета не приходится. «Зачастую там, где расходы федерального и московского бюджетов определены в пропорции 50:50 согласно Бюджетному кодексу, расходы идут 30:70, а то и 20. Не в пользу Москвы, разумеется», — добавил чиновник. При этом столица вполне может позволить себе доплачивать за субсидии из собственного бюджета, а предельный размер роста тарифов на 2008 год Федеральной службой по тарифам (ФСТ) установлен столице в размере 19% за коммунальные услуги и 17% за жилищные, что превышает рост федеральных стандартов. Впрочем, пресс-секретарь департамента экономполитики и развития Москвы Леонид Браткин уверен, что столичные тарифы традиционно будут ниже, чем разрешено федеральным стандартом.

Однако у региональных чиновников стимул сдерживать тарифы ЖКХ может в ближайшем времени исчезнуть. Депутат Госдумы Галина Хованская напоминает про обещанные президентом России деньги в создающийся фонд реформирования ЖКХ. Если на субсидии из федерального бюджета во все российские регионы в 2008-2010 годах, согласно данным Минфина, должно уйти чуть больше 35 млрд. рублей, то на содействие реформе ЖКХ в России через этот фонд планируется направить аж 250 млрд. рублей. Временных рамок создания фонда и расходования этих средств пока нет. Но заявки от регионов могут появится уже сегодня на заседании комитета Госдумы по промышленности и строительству, который рассмотрит вопрос о распределении средств фонда.

Чтобы получить часть денег из фонда, регион должен исполнить несколько условий, которые, к слову, не были выполнены в ходе реформирования ЖКХ последние 15 лет. Например, довести оплату населением стоимости ЖКУ до 100%, ликвидировать перекрестное субсидирование в ЖКХ, когда организации переплачивают там, где население недоплачивает. В Москве, кстати, по словам Браткина, население сейчас оплачивает около 63% от стоимости ЖКУ. Конечно, столичный бюджет не самый бедный, но даже здесь власти не раз заявляли, что без федерального бюджета вопрос капремонта всех домов им не решить. Так что еще вопрос, будут ли москвичи продолжать гордиться тем, что платят за квартиру меньше, чем жители глубинки, или узнают, сколько, по мнению чиновников, стоят их грязный подъезд и холодные батареи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *