Как сообщают "Ведомости" сегодня, 24 апреля, в ближайшие два года владельцам торговых центров придется задуматься о перепрофилировании своих объектов. Рынок близок к насыщению, и с проблемой реконцепции к 2009 году может столкнуться около 30% существующих торговых центров.
"Петербург уже сейчас опережает все российские города по обеспеченности качественными торговыми площадями на 1000 жителей", - говорит директор петербургского офиса компании Colliers International Борис Юшенков. По его оценке, этот показатель равен 255 кв. м, что более чем в два раза превышает показатели ближайшего конкурента - Москвы, где на 1000 жителей приходится около 120 кв. м торговых площадей в современных ТЦ. По подсчету компании Astera Oncor, с учетом торговых площадей во всех сегментах на 1000 петербуржцев приходится около 615 кв. м. "По этому показателю мы приближаемся к среднеевропейскому уровню, который составляет около 650 кв. м", - считает руководитель департамента маркетинга компании Евгения Васильева.
По данным Colliers International, в 2006 году прирост торговых площадей составил 1,2 млн. кв. м - примерно столько же было введено в городе за последние три года. По прогнозу аналитиков компании, предложение на рынке в ближайшие пять лет будет расти на 20-40% в год. Петербургские девелоперы продолжают развивать все более масштабные торговые объекты - от 100 000 кв. м. Компания "Адамант" строит "Фрунзенский радиус" (общая площадь - 175 000 кв. м, срок сдачи - 2008 год); "Макромир" в 2009 году планирует закончить ТРК "Граф Орлов" (около 100 000 кв. м), а словацкая компания ZIPP строит торговый комплекс "Словацкий дом" (100 000 кв. м, ввод - в начале 2008 года).
В результате, по мнению Юшенкова, ситуация на рынке торговых площадей стабилизируется, что приведет к корректировке арендных ставок и постепенному выдавливанию с рынка неудачных объектов. По оценке Юшенкова, иностранные и российские инвесторы готовы вложить в торговую недвижимость России в ближайшие три года около $15 млрд. "Насыщение рынка торговых площадей не за горами, однако вряд ли стоит его опасаться - качественные торговые комплексы будут нужны всегда", - полагает директор по консалтингу компании Becar Commercial Property Олег Спивак. "Недостаточная эффективность торговых центров пока больше связана с ошибками девелоперов, нежели с насыщением рынка, - полагает руководитель департамента загородной и коммерческой недвижимости Центрального агентства недвижимости Вадим Цыганок. - Рынок только сейчас входит в фазу активного развития. Если проект оказался убыточным, то это означает, что разработчики выбрали неудачное место или, например, предлагали помещения по завышенным ставкам", - рассуждает Цыганок.
"Пока, несмотря на рост предложения, спрос на площади в торговых центрах остается высоким", - уверяет Васильева. Уровень заполняемости в среднем составляет 95%. Оставшиеся 5%, по ее словам, как правило, являются площадями, на которых меняются арендаторы. Васильева считает, что в недалеком будущем с рынка исчезнут такие форматы, как вещевые и продовольственные рынки, а устаревшие торговые центры будут перепрофилированы.
Участвовать в дискуссии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.