Эксперты и народ: оценки парковочного эксперимента расходятся

Эксперты и народ: оценки парковочного эксперимента расходятся

Профессионалам нравится, а у горожан пока не сложилось мнения

Московские власти продолжают эксперимент по введению платных парковок. На первом этапе – с ноября прошлого года – «испытания» проводились в зоне улиц Петровка и Каретный ряд. Итоги пилотного проекта были признаны городской администрацией удачными, и с 1 июня 2013 года режим платных парковок распространился до границ Бульварного кольца. Приветствуют ли это решение москвичи, согласны ли они с положительной оценкой итогов «пилота», выяснял «Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» в ходе очередногосоциологического исследования.

Опрос, посвященный теме парковок, проводился второй раз. Участники предыдущего исследования, которое состоялось в январе этого года, к введению платных парковок отнеслись с пониманием: 44,6% респондентоводобрили действия властей, 30,6% их не поддержали, у 20,6% нет машин (поэтому нет по этому поводу и мнения) и 4% затруднились с ответом.

У половины москвичей нет мнения по поводу парковок

Итоги нынешнего, уже второго, посвященного теме парковок, опроса свелись к следующему. 100% участников в курсе эксперимента; 73% знают о его высокой оценке столичным правительством. Собственное отношение москвичей к эксперименту не ровное: положительный эффект от него наблюдают 20%, 27% не видят никаких изменений, 53% не могут решить, есть какой-нибудь эффект от введения платной парковкиили нет. Возможно, такое распределение ответов связано с тем, что далеко не все участники исследования часто бывают в центре города (www.metrinfo.ru опрашивает жителей всех округов). Те же, кто наблюдает перемены к лучшему, ратуют за дальнейшее распространение позитивного опыта.

Большим разнообразием отличались ответы участников исследования, когда их попросили озвучить собственные предложения по оптимизации дорожной ситуации в Москве. Большинство предложенных добрыми москвичами мер носило запретительный характер: преградить въезд мигрантам (!), ограничить – иногородним, повысить стоимость топлива, сделать автокредиты менее доступными и вообще отказаться от автомобиля. Впрочем, предлагались и разумные, и отчасти в столице внедряемые меры, например, – значительно сократить число грузового транспорта.

Властям респонденты отвели важнейшую роль в наведении порядка на дорогах и парковках и, главное, – в соблюдении этого порядка. И, конечно, многие предлагали так или иначе развивать дорожное хозяйство (реконструировать и строить новые дороги, развязки, тоннели, стоянки, и т.п.).

Короче говоря, несмотря на множество предложений, прозвучавшее представляется довольно традиционным и преимущественно логичным (за исключением особо изощренных запретов). Многое уже обсуждалось в экспертном и профессиональном сообществе. Даже призыв, показавшийся столь радикальным, – отказаться от автомобиля вообще – на самом деле является выражением заветной мечты наших властей. Трудно представить, что такое решение горожане когда-нибудь примут в массовом порядке, но «наверху» полагают, что совершенствование дорожно-транспортной сети и общественного транспорта на определенном этапе избавит москвичей от «избыточного и неразумного использования личного транспорта», – как говорится в программе развития столицы «Москва – город, удобный для жизни», которую врио мэра Москвы Сергей Собянин представлял членам московской Общественной палаты в начале июня.

Пока же дорожная ситуация остается непростой. Например, если в 2011 году в антирейтинге компании TomTom (голландский производитель GPS-навигаторов) Москва занимала восьмое место по степени загруженности дорог, то в 2012 она уже возглавила список.

Эксперты – «за»

Столичное руководство постоянно подвергалось критике за очень многие инициативы в области упорядочивания транспортного движения: взять хотя бы организацию выделенных полос для троллейбусов-автобусов. Но вот эксперимент с созданием платной парковки, пожалуй, можно считать полезным.

В центре нет возможности строить новые дороги, а избавлять от пробок его надо. Александр Шумский, руководитель экспертного центра Probok.net, утверждает, что площадь улично-дорожной сети в центре Москвы составляет 25% и это довольно высокий показатель. Чтобы эта площадь правильно эксплуатировалась, проблему с машинами, брошенными в три ряда, необходимо было решать, причем немедленно.

Не можем себе отказать в удовольствии процитировать и такого авторитетного эксперта, как Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. Чтобы проиллюстрировать, что проблема стара как мир, в интервью радиостанции «Эхо Москвы» Михаил Блинкин огласил текст древнего закона царя Ассирии Синаххериба, правившего в 705-681 году до нашей эры: «Каждый, чья припаркованная колесница, – понятно, что слово «припаркованная» явный неологизм, – затруднит проезд по царской дороге, подлежит смертной казни. Насаженная на кол голова казненного должна быть выставлена у фасада его дома». (В данном контексте «царская» дорога означает «главная», то есть, – трасса общего пользования).

Так что человечеству, отмечает эксперт, известны два способа борьбы с нарушениями – карательный (секир-башка) и экономический (платежи, штрафы). Ну, а если серьезно, то в мире проблему автомобильных парковок начали решать еще в 50-60-х годах, а мы только сейчас вплотную этим занялись. Блинкин часто критикует власти за различные дорожно-транспортные затеи, но в данном случае он считает платные парковки «жизненной необходимостью».

Олег Репченко, руководитель аналитического центра «Индикаторы Рынка Недвижимости IRN.RU«, до запуска пилотного проекта заметил, что «выбранный командой Сергея Собянина способ … вполне соответствует практике развитых стран» И действительно, мировой опыт начал приживаться. По данным департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, уже через четыре месяца течения эксперимента средняя скорость движения в зоне пилотного проекта выросла на 6-8%, а число фиксируемых нарушений, напротив, снизилось на 64%. Эти результаты напрямую связаны с освобождением улиц от припаркованных автомашин.

Но, помимо таких специальных показателей, есть и вполне видимые, доступные каждому критерии улучшения обстановки: появившиеся свободные парковочные места, очистившиеся тротуары. Однако эксперт предупреждает, что достигнутый положительный эффект сохранится только при том условии, что власти не забудут регулярно выписывать штрафы нарушителям.

С этим, похоже, не должно возникнуть проблем. Столичная ГИБДД работает в штатном режиме. Помощь им оказывают гражданские инспекторы. ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) собирается приобретать специальную технику на условиях лизинга, деньги на это предусмотрены.

Чем шире, тем понятнее

Так что желание распространить успешный опыт за границы Бульварного кольца вполне объяснимо. На очереди – расширение до пределов Садового, потом – до Третьего транспортного кольца. Правда, сроки называются ориентировочные.

В июне этого года на упомянутом уже заседании Общественной палаты Москвы столичный градоначальник сказал, что «большинство одобрительно относится к изменениям в транспортной сфере, но нам по-прежнему нужна обратная связь». Опросы общественного мнения в числе прочего – прекрасный способ получения этой самой обратной связи. В том, что касается эксперимента с платными парковками, очевидно, что народ очень хорошо информирован о текущем пилотном проекте и властных оценках его результатов, но сам происходящие изменения оценивает не столь высоко. Видимо, дальнейшее распространение опыта изменит ситуацию в лучшую сторону, причем как в реальности, так и в восприятии людей.

Полностью отчет о проведенном исследовании читайте в статье «Народное мнение: каждый пятый москвич за платные парковки».

Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения столь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *