Зрелый бизнес — это всегда открытый бизнес и если Вы готовы сделать действительно серьезный шаг на пути к повышению стоимости Вашей компании, ее статуса и репутации то Ваш путь лежит на Фондовую биржу. Именно здесь Вы сможете получить справедливую оценку своего бизнеса и реализовать потенциал роста стоимости Вашей компании наравне с ведущими российскими компаниями: РАО ЕЭС, Газпромом ЛУКОЙЛом и др.
Как же вывести акции компании на Фондовую биржу?
Существует два варианта вывода акций на фондовую биржу:
- Допуск к торгам акций компании в процессе их размещения – в ходе первоначального или вторичного размещения акций по открытой подписке (IPO и SPO).
Общие сведения об IPO. Что такое IPO и SPO? Плюсы и минусы публичной компании. Почему стоит проводить IPO в России? Подробнее
Варианты проведения размещения акций, ключевые мероприятия при проведении IPO, тарифы. Подробнее - Допуск к торгам в процессе обращения
Включение акций компании в перечень внесписочных ценных бумаг. Этот путь короче и дешевле листинга, однако он не имеет его несомненных преимуществ Подробнее
Включение акций компании в биржевые котировальные списки (листинг). Подробнее
Общие сведения об IPO
Что такое IPO?
Initial Public Offering – первоначальное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц. В ходе публичного размещения инвесторам предлагается дополнительный (новый) выпуск акций. Вместе с тем, в ходе размещения дополнительного (нового) выпуска, существующие акционеры могут предложить к продаже определенный пакет своих акций (SPO).
Принятие решения о выходе на публичный рынок является достаточно серьезным шагом в жизни компании и предполагает взвешенную оценку плюсов и минусов данного решения:
Плюсы и минусы публичной компании:
Плюсы | Привлечение долгосрочного капитала для развития компании Получение справедливой оценки стоимости бизнеса Появление «валюты» для проведения слияний и поглощений Возможность «выхода» для ключевых собственников компании Улучшение имиджа, повышение прозрачности, улучшение корпоративного управления Сохранение контроля над компанией |
Минусы | Значительные временные и денежные затраты на проведение IPO Более жесткие требования к отчетности и раскрытию информации |
Возможности | Рост капитализации компании и диверсификация инвесторской базы Рост эффективности компании за счет лучшего корпоративного управления Появление системы мотивации топ-менеджмента (опционные программы) |
Угрозы | Снижение капитализации при недостижении поставленных целей Возможность блокирования стратегических решений миноритарными акционерами |
Плюсов больше чем минусов!
Какие преимущества Вы ощутили, став публичной компанией?
Алексей Кузовкин, генеральный директор ОАО «Армада»:
Группа «Армада» стала первой российской ИТ-компанией, разместившей свои акции на биржах ММВБ и РТС. Это позволило «Армаде» вывести бизнес на качественно новый уровень и начать реализовывать стратегию поглощения привлекательных активов на ИТ-рынке.
Виктор Салкаи, руководитель Службы по связям с инвесторами ГК ”ПИК”
Публичность дает компании возможность дальше следовать намеченной стратегии по дальнейшему развитию бизнеса.
Основные причины для проведения IPO?
Виталий Несис, Генеральный директор ОАО «Полиметалл»
«Первая причина – проявится стоимость компании, т.к. это очень важно для компаний, работающих в сегменте драгметаллов. Вторая причина – нам нужна была валюта для приобретения активов, теперь при будущих сделках мы сможем использовать не только cash, но и акции. Третья причина: понятно, что наиболее мощный способ удержания персонала компании и самого менеджмента – это мотивация, привязанная к стоимости акций». Источник: Ведомости, 17.05.2007 г., №88 (1862)
Как Вы оцениваете итоги IPO Вашей компании?
Георгий Сажинов, Председатель Совета директоров ОАО «Нутринвестхолдинг»
«Мы оцениваем состоявшееся размещение акций как позитивное, обеспечивающее дальнейший рост капитализации копании. Это важный этап в истории развития Группы Нутритек. Поступившие в ходе размещения средства будут направлены на дальнейшее укрепление позиций Группы Нутритек на рынке детского питания стран СНГ»
Почему IPO в России?
Согласно отчету Ernst & Young «Globalization: Global IPO Trends Report 2007» до 90% компаний выходящих на IPO в качестве площадки для основного листинга выбирают национальную биржу, что объясняется лучшей узнаваемостью компании на внутреннем рынке и возможностью стать лидером в своем секторе.
Размещение акций
Для каждого эмитента ФБ ММВБ готова предложить оригинальный механизм биржевого предложения акций, который максимально будет учитывать цели и задачи компании.
Варианты проведения размещения акций
Первый вариант (классическое IPO): публичное размещение новой эмиссии акций, включающее в себя следующие этапы:
- принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске);
- государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска);
- размещение эмиссионных ценных бумаг;
- государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг или направление уведомления об итогах выпуска ценных бумаг (дополнительного выпуска).*
*- С появлением в 2006 году котировальных списков «В» и «И» появилась возможность допускать акции эмитентов к обращению на Бирже, не дожидаясь государственной регистрации отчета об итогах выпуска (эмитент направляет в ФСФР только уведомление об итогах выпуска)
Второй вариант (SPO) представляет собой предложение на открытом рынке пакета зарегистрированных акций.
Данный вариант предполагает наличие государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и наличие зарегистрированного проспекта ценных бумаг.
Третий, гибридный вариант размещения, представляющий собой различные виды операций SWAP, что позволяет избежать предложения существующим владельцам акций, предназначенных для IPO.
Включение акций компании в перечень внесписочных ценных бумаг
Включение акций в перечень внесписочных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента или участника рынка. Этот способ вывода акций предприятия на фондовый рынок является наиболее простым и требует минимальных предварительных действий со стороны эмитента. Однако этого уже достаточно, чтобы заявить – «акции нашей компании обращаются на фондовой бирже!».
Включение акций компании в котировальные списки
Включение акций компании в котировальные списки — это:
- Расширение базы инвесторов, поскольку многие фонды и финансовые компании вкладывают средства только в ценные бумаги, прошедшие листинг.
- Высокая репутация эмитента, благодаря чему на фондовом рынке легче привлечь капитал — через SPO, выпуск корпоративных облигаций и т.д.
- Эксклюзивные возможности в использовании рыночных механизмов для прошедших листинг компаний. Например, эмиссия биржевых облигаций.
- Формирование публичной стоимости компании. В дальнейшем это значительно облегчит процессы слияний/поглощений и получения кредитов под залог акций.
- Попадание компании в «аналитический пул» и достижение устойчивой популярности благодаря ссылкам фондовых аналитиков и рейтинговых агентств.