Думать о размере кухонь москвичи стали с появлением «хрущевок»

Дмитрий Молчанов,

В середине прошлого года компания «Дом.ру» объявила о намерении вложить $30 млн. в развитие региональной сети агентств недвижимости. Экспансию компания планирует проводить при помощи франчайзинговой схемы. За ближайшие три года компания планирует продать около 600 франшиз. Если эти планы реализуются, то «Дом.ру» займет лидирующее положение на российском риэлторском рынке (его доля составит около 10%). За прошедший период было открыто 12 представительств в городах-миллионниках страны, в ближайшие два месяца откроются еще два представительства в Красноярске и Перми В феврале открывается первый офис франчайзи в Казани. Уже в апреле офисы франчайзи Дом.ру откроются в Челябинске, Нижнем Новгороде, Перми, Москве, Иваново, Липецке О истории создания и планах компании ИА DAILYSTROY рассказал председатель Совета Директоров Дом.ру Дмитрий Молчанов.

ИА DAILYSTROY: С чего начался Ваш опыт работы на рынке недвижимости?

В начале 90-х годов, когда учился в институте, я начал подрабатывать агентом, потом с приятелем начали работать самостоятельно, а в 94-ом решил зарегистрировать собственную компанию.

ИА DAILYSTROY: А по какой специальности учились?

В институте инженерно-железнодорожного транспорта по специальности «Прикладная математика».

ИА DAILYSTROY: Компанию открыли вместе с тем же приятелем?

Нет, с ним мы разошлись. В начале 2000-х он снова вернулся в недвижимость, устроившись агентом в одну из компаний.

ИА DAILYSTROY: В первое время работали на рынке городского жилья?

Не совсем, занимались всем подряд. Тогда вообще было бесполезно говорить о какой-то специализации, такого понятия не существовало. При этом информационная насыщенность рынка была крайне низкая: на одном и том же объекте у разных продавцов были разные цены.

Конечно, в первое время занимались вторичным рынком, а в 1995-м — начали работать с новостройкой, которую возводил застройщик «Новые Черемушки». Через какое-то время мы начали выкупать сами квартиры, то есть работать не только как агенты. Потом стали продавать квартиры на объектах «СУ-155». В 1995-96 годах мы выкупали примерно четверть того, что строило «СУ-155». А через два года, примерно в 97-ом начали свои проекты, а с 2000-х вплотную занялись девелопментом.

ИА DAILYSTROY: Рынок жилья в 90-ые годы сильно отличался от нынешнего?

В корне. Давайте начнем с того, что в 70-80-е годы тоже существовал рынок обмена, но мыслили не площадью квартиры, а исключительно количеством комнат. У тебя «двушка», а у меня «трешка» — я круче. Дифференциация продукта была очень низкой, особенно до появления Хрущева. С началом строительства «хрущевок» появилось еще одно измерение: оказывается, кухни могли быть плохими. А ведь кухни для нас тема очень важная. Так исторически сложилось, что мы все на них сидим, родителей, друзей приводим. И если у тебя будет кухня 6 кв. м, то тебе неудобно приводить домой друзей, а значит, у тебя не очень удобная квартира. Потом, когда началась эпоха продаж, люди обнаружили, что квартиры можно измерять квадратными метрами. Я помню, цен за квадратный метр не было. Потом, в связи с большими объемами строительства, на рынке московского жилья появилось и это измерение. А в последнее время люди уже стали понимать, что площадь квартиры – это все-таки не все, что они хотят от своего жилья. Ведь важно не только, сколько у тебя квадратных метров, но и где они есть.

ИА DAILYSTROY: Какой был первый девелоперский проект «Домостроя»?

Коттеджный поселок по Калужскому направлению, на берегу реки Десна. Это был приблизительно 1998 год. Его строительство началось практически одновременно с кризисом в стране. Но нас он миновал, реализацию коттеджей мы начали в 99-ом году, когда рынок более-менее ожил.

ИА DAILYSTROY: Работали только в загородном сегменте?

В Москве была пара проектов, которые мы делали совместно с «Новыми Черемушками», в частности, ЖК «Адмирал-2». А в загородке работали самостоятельно, и сейчас это направление продолжает оставаться для нас одним из самых прибыльных и больших сегментов деятельности компании.

ИА DAILYSTROY: Cколько в настоящее время у компании реализованных проектов?

Около двадцати. Процентов 80% из них приходится на загородную недвижимость. Сейчас у нас стартуют большие проекты во Владимире, Сочи, Тверской области. Среди них есть и коттеджные поселки и многоэтажные дома. Только таун-хаусы мы никогда не строили: не нравятся они мне.

ИА DAILYSTROY: Какой сегодня процент от дохода компании приходится на риэлторский бизнес, а какую часть приносит инвестиционная деятельность?

Самый большой доход, около 80% прибыли, компания получает от инвестиционно-девелоперской деятельности. Маржа там колоссальная. Порядка 10-20% от стоимости квартиры, да и оборот большой. А от реализации новостроек и риэлторской деятельности – порядка 20%.

ИА DAILYSTROY: В последнее время ваша компания начала активно развивать риэлторское направление. С чем это связано?

Во всем мире на рынке недвижимости бренды в области риэлторского бизнеса имеют национальный и интернациональный масштаб. Доля национальных брендов составляет в Америке порядка 70%. В Европе 60% с копейками. При этом цифры постоянно увеличиваются. Те же самые офисы, те же самые люди — меняются просто вывески, людям становится намного выгоднее работать под брендом какой-то компании. Это раз. А в России никто не выставил ни одного национального бренда в недвижимости.

Почему именно сейчас? Наверняка можно было начать и раньше. Никто просто еще не собрался. Потому что нести свой бренд — это дело, во-первых, очень затратное, во-вторых, долгое. А когда все озабочены зарабатыванием денег как можно больше и как можно быстрее, какой может быть бренд?

ИА DAILYSTROY: Выход Century 21 в Россию как-то подтолкнул вас к этому решению?

Нет. Мы вели переговоры с Century 21 по вопросу выкупа франшизы еще до того, как появился Нури Кац. Просто когда мы поняли, что покупать там вообще нечего, что они у нас будут спрашивать, какие особенности рынка в России и о том, как адаптироваться придется нам самим, я реально понял, что им платить деньги не за что. Мастер-франшизу Century 21 на Россию они тогда продавали, по-моему, за $2,5 млн., а Coldwell Banker были готовы за два. Но я в их франшизах не увидел ничего, кроме логотипа. Поэтому решил пойти своим путем.

Тем более что рынок недвижимости России, в отличие от ритейла, банковской и страховой сферы почему-то продолжает оставаться очень низко конкурентоспособным. Поэтому добиться успеха здесь очень просто. Достаточно предложить людям чуть повыше уровень сервиса, и это уже будет воспринято как некое событие на рынке. Ведь сегодня среднестатистический риэлтор в глазах покупателя выглядит жуликоватым хапугой, проходимцем, который ведет какую-то свою игру. Мы постоянно исследуем рынок, делаем опросы. К сожалению, пока портрет незавидный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *