Ростов-на-Дону не пригоден для комфортного проживания

Александр Хуруджи

ИА DAILYSTROY: Александр Александрович, Вы начали реализацию проекта «квартирный трейд-ин», который только появился в России. Многие стремятся сузить сферу деятельности. Почему Вы поступаете наоборот?

Несмотря на то, что достаточно сложно плыть «против течения», клиента можно завоевать, только предоставив ему максимум услуг за минимум средств. На западе считается умным решением приобретать недвижимость по «квартирному трейд-ину», когда старая квартира отдается в зачет приобретаемого нового жилья. При этом все услуги осуществляет одна организация. В нашей группе есть риэлторская компания, единый ипотечный центр, предоставляющий кредитные программы банков-партнеров. Юридическая фирма берет на себя оформление всех документов, а служба комфортных переездов перевозит вещи клиента. Таким образом, с клиента снимаются все вопросы. Он приобретает квартиру в новостройке, которая готовится к сдаче в ближайшее время, а в старой квартире живет до того момента, пока не заселится в новую.

ИА DAILYSTROY: А что происходит со старыми домами?

Если раньше молодежь уезжала в другие города, то теперь Волгодонск развивается, есть рабочие места, молодые специалисты остаются в городе. Следовательно, улучшается демографическая обстановка. Старый фонд будет востребован наравне с новостройками. К тому же, Волгодонск очень любят северяне. Мы будем приглашать в наш город жителей Якутии, Ханты-Мансийска. Им предложат и квартиры, и коттеджные поселки. По коттеджным поселкам рассматриваем возможность сотрудничать с Волгодонским комбинатом древесных плит, потому что нацелены на поддержку местных производителей. Чем больше продукции произведет комбинат, тем больше зарплату получат его работники, которые потом купят для себя жилье в Волгодонске.

ИА DAILYSTROY: Где будете развивать свои услуги?

В то время, когда крупные компании бьются за клиента и тратят значительную долю прибыли на конкурентную борьбу в больших городах, мы пытаемся создать условия высокого качества в регионах. Сеть будет работать в городах области, например, в Морозовске, Зернограде. В крупных городах будет трудно достичь успеха. Здесь нужно наличие договоров с крупными застройщиками. А они в городах-миллионниках не испытывают проблем со сбытом – продают либо самостоятельно, либо отдают сразу в большое количество риэлтерских агентств.

ИА DAILYSTROY: Значит ли это, что крупные города вам не интересны?

Во всех городах-миллионниках наблюдается откат рынка недвижимости. Зато региональный рынок – в Волгодонске, Таганроге, Новочеркасске, Азове, Батайске – находится в стадии роста. В крупных городах многие не в состоянии купить квартиры, они стоят пустые. Продажа направлена на квартирных инвесторов. В Москве – свыше 50% квартир приобретают квартирные инвесторы, в Ростове – этот показатель на уровне 30%. А спрос на рынке в маленьких городах, которые начинают развиваться, не удовлетворен. Так в Волгодонске 15 лет практически ничего не строилось, и квартиры приобретают те люди, которые реально собираются в них жить. К тому же, при 170 тысячах жителей покупательская способность меньше всего в 4 раза, чем в Ростове. Потому что в Волгодонске не 58% нетрудоспособного населения, а всего 17.

ИА DAILYSTROY: То есть, Ростов покорять Вы не собираетесь?

Не собираемся. Причин несколько. Во-первых, в Ростове многие новостройки возводятся без документов. Во-вторых, там на рекламу пришлось бы тратить раз в шесть больше. В-третьих, я бы не имел такой возможности найти людей, желающих хорошо работать. А в городах с населением до 200 тысяч люди не избалованы. Другой вопрос – качество строительства. В Ростове воткнули несколько домов, отделку не закончили, лифты скрипят, в подъездах появляются трещины, а люди уже живут. В Волгодонске такой вариант не пройдет: если некачественно построишь дом, его не продашь. Ведь каждый третий житель города – строитель, очень требовательно и скрупулезно подходит к вопросу приобретения недвижимости. Есть еще одна причина. Зная статистику, я понимаю, что Ростов-на-Дону не пригоден для комфортного проживания. Парк автомобилей ежегодно увеличивается на 12%. Существуют пробки, которые стоят по 4-4,5 часа. Возникает короткое замыкание, когда движение по одной улице перекрывает движение по другой. Процесс уже начался, а я прогнозировал его только на следующий год. В итоге из города начинается отток жителей, а, следовательно, и специалистов.

ИА DAILYSTROY: А как учтена эта проблема в новом генплане Ростова-на-Дону?

И новый генплан не спасет ситуацию. Чтобы устранить «опухоль» в виде пробок, надо сносить целые кварталы, расширять дороги, увеличивать и делать новые мосты и путепроводы. Как один из вариантов, который временно поможет – ввести тотальный контроль за автотранспортными средствами: не выдавать заветный листок техосмотра владельцам автомобилей производства 70-80-х годов.

ИА DAILYSTROY: Что, на ваш взгляд, затрудняет работу на нашем рынке недвижимости?

Если это малый бизнес — отсутствие возможности кредитования в период старта проекта. Для среднего бизнеса — чиновничий беспредел, расходы на коррупцию, неправильная организация налогового бремени, которое загоняет бизнес в тень. Крупному бизнесу государство навязывает непосильную социальную ответственность и при этом не дает законодательной защиты от недружественных поглощений. Особенно это заметно в регионах. Еще — отсутствие системы планирования, без которой невозможно прогнозировать рост и развитие бизнеса, нет грамотного топ-менеджмента, затруднен выход на внешние рынки.

ИА DAILYSTROY: А преимущества?

Слабая конкуренция в некоторых сегментах рынка — и, как следствие, высокая доходность. Правильно выбранная тема в состоянии стать очень эффективным проектом, до сих пор встречаются предприятия, работающие с рентабельностью выше 70%. Много ответственных и образованных специалистов. Есть такая поговорка: кто первый встал — того и тапки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *