На месте выставочного центра на Фрунзенской набережной будет построено элитное жилье. Такое решение приняла дочерняя компания Газпромбанка – «Газпроминвест», купившая все акции «Росстройэкспо» и получившая право на выставочный центр и 3,5 га земли.
Между тем, уже сейчас в Москве ощущается острый дефицит выставочных площадей. По некоторым оценкам, общий объем неудовлетворенного спроса составляет 250-300 тыс. кв. м. Для удовлетворения такой потребности нужно построить хотя бы еще один комплекс размером с ВВЦ.
Сейчас в столице, по данным компании Jones Lang LaSalle, всего 9 крупных выставочных центров с качественными площадями. Самый крупный – ВВЦ (общая площадь 237,5 тыс. кв. м, выставочная – 200 тыс. кв. м), замыкает таблицу ЦДХ (общая площадь – 10 тыс. кв. м, выставочная – 8,3 тыс.). Кстати, потеснить этот небольшой комплекс намерена компания «Интеко», представившая на выставке MIPIM-2008 проект дома «Апельсин», который хотят построить на месте ЦДХ.
Несмотря на общую нехватку выставочных площадей, решение возводить именно жилье в районе Фрунзенской набережной представляется игрокам рынка логичным и понятным. «Росстройэкспо» построен в 30-е годы, он устарел, но там в принципе невозможно построить современный выставочный комплекс», — уверен исполнительный директор «РДР-Холдинга» Георгий Кузин. Эксперт объясняет это тем, что земли здесь мало и она слишком дорогая. Кроме того, выставочный бизнес низко рентабелен, считает Кузин и, сродни гостиничному, сильно зависит от заполняемости помещений. «Единственное, что уместно и совершенно логично здесь строить – это жилье», — уверен Кузин.
С ним согласен и заместитель гендиректора ОАО «Пересвет-Девелопмент» Сергей Баранов, говоря о том, что данное решение – лучшее для этого земельного участка: «Успешность проекта элитной застройки во многом зависит от выбора месторасположения, ведь элитная недвижимость подразумевает не только большие площади квартир и высокое качество строительства, но и должный уровень социально-бытовой инфраструктуры, обслуживания и социального окружения. В данном случае должный уровень уже существует».
Помимо всего прочего, очевидна более высокая доходность элитного жилья. Срок окупаемости коммерческих объектов выше – до семи лет, тогда как элитные квартиры зачастую раскупаются уже во время строительства дома, то есть за полтора-два года. Да и спрос в этом сегменте хороший.
Нехватку же выставочных площадей могут компенсировать другие проекты, говорит Баранов. Сегодня масштабные специализированные выставки проходят в Гостином Дворе, «Крокус-Экспо» и Центральном Доме Художника. Также ведется строительство новых выставочных комплексов. Примером может послужить переоборудование здания фабрики «Красная Роза 1875» под многофункциональный комплекс общественно-делового и гостиничного назначения (район Хамовники Центрального административного округа). На территории Московского шинного завода (МШЗ) «Центр технического дизайна «планирует построить новый выставочный комплекс. Также в прессе проходила информация о том, что Московские власти планируют перевести один из старейших металлургических заводов России — завод «Серп и молот«- в Смоленскую область, а на его месте создать выставочный центр.
На эту тему:
География элитных районов зависит от наличия ветхого жилья и воли застройщиков