Ритейлеры пойдут в уездные города

Ритейлеры пойдут в уездные города

Текст: Денис Тыкулов, ИА DAILYSTROY

За последние три года уровень обеспеченности населения торговыми площадями в Москве вырос в два раза, достигнув европейского уровня. В 2004 году, по данным компании Colliers Int., на тысячу жителей столицы приходилось 86 кв. м торговых площадей, а в 2007 году уровень обеспеченности вырос до 175 кв. м на тыс. москвичей. «Этот вполне сопоставимо с крупными городами Европы», — говорит руководитель департамента аналитики Colliers Int. Ольга Ясько. В 2006 году было запущено 10 торговых центров, общей площадью 390 тыс. кв. м. В частности, в феврале был открыт «Мосмарт» на Боровском шоссе (75,5 тыс. кв.м), в мае — комплекс «Щука» (99 тыс. кв. м), а в августе было запущено сразу три торговых центра – ЦУМ, 2 очередь (35 тыс. кв.м), ТЦ «Домодедовский» (33 тыс. кв.м) и АСТ на Измайловском шоссе (26 тыс.). «Но достижения кажутся не значительными, если посмотреть на количество торговых комплексов, запланированных к строительству в ближайшие два года». К 2010 году, по словам эксперта, на каждую тысячу столичных жителей будет приходиться 580 кв. м торговых площадей.

При этом ставки доходности в нашей стране, несмотря на тенденцию к снижению, остаются самыми высокими в Европе. Если в Москве и Санкт-Петербурге они в настоящее время составляют 8-10% годовых, то в станах Центральной и Восточной Европы порядка 5-8%, а в Западной Европе и странах Скандинавии – не более 6%. «Торговая недвижимость остается наиболее привлекательной для международных инвесторов», — уточняет директор отдела исследований Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko Денис Соколов. Одной из наиболее значительных сделок в этом секторе за прошлый год стала покупка торгового центра «Времена Года» (64 тыс. кв. м) канадским инвестором Ivanhoe Cambridge. Стоимость сделки оценивается в 400 млн евро. Еще одной знаковой сделкой на рынке недвижимости в текущем году стала покупка 75% акций торгового центра «Гудзон» австрийским фондом Immoeast. «Гудзон» — один из крупнейших проектов (146 000 кв. м) рынка торговой недвижимости в Москве. Окончание строительства торгового центра запланировано на 2008 г. Предположительно общий объем инвестиций в проект составит 450 млн евро.

Впрочем, регионы тоже не остаются без внимания инвесторов. По мнению аналитиков C&W;/S&R;, еще одной значительной сделкой по покупке портфеля недвижимости в России можно назвать приобретение компанией Northern European Properties объектов офисного, торгового и гостиничного назначения в Санкт-Петербурге, Мурманске и Калининграде. Портфель, стоимость которого оценивается в 230 млн. евро, включает шесть объектов недвижимости. Активность девелоперов и ритейлеров постепенно перемещается в регионы. По мнению Дениса Соколова, можно выделить следующие зоны интереса: Центральная часть России (Тверь, Липецк, Воронеж); юг страны (Волгоград, Самара, Ростов-на-Дону, Краснодар); а также Екатеринбург, Челябинск и Тюмень.

Как правило, объясняет Ольга Ясько, привлекательность региона оценивается по двум параметрам: численность населения и уровень дохода. «Наиболее интересными городами являются Омск, Красноярск, Уфа и некоторые другие, — считает Ясько. – Однако при вхождении в регион стоит оценивать потенциальную конкуренцию». Существует три этапа региональной экспансии со стороны девелоперов и ритейлеров: столица, города-миллионики и небольшие города с населением от 300 тыс. человек, объясняет Денис Соколов. В ближайшие годы рынок российской торговой недвижимости войдет в последнюю фазу. Согласно прогнозам Ольги Ясько, с 2008 года начнется экспансия девелоперов в города с численностью населения от 300 тыс. человек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *