Разброс цен или единый тариф на подключение к энергосетям: механизм ценообразования не прозрачен» title=»Разброс цен или единый тариф на подключение к энергосетям: механизм ценообразования не прозрачен» align=»left» style=»margin-right: 15px; margin-bottom: 10px;»/>
Тема взимания платы за технологическое подключение к электросетям уже давно стала одной из самых актуальных в диалоге между представителями малого и среднего бизнеса (в немалой степени это касается девелоперов и застройщиков) и сетевыми компаниями. Естественно, что каждая из сторон отстаивает собственные интересы: тот, кто платит деньги, старается сэкономить, напротив – тот, кто эти деньги получает, старается получить их как можно больше.
При этом у каждого своя правда. Девелоперы считают, что тарифы на подключение к электросетям неоправданно высоки, и плата за подключение взимается безотностительно того, есть ли технические условия на подключение или таковых нет, а ФСТ до сих пор не утвердила методику платы за техприсоединение к электросетям, в то время как Правила присоединения (ПП №168) приняты еще в апреле т.г. Сетевики же заявляют, что даже нынешние деньги, получаемые ими за подключения, не покрывают реальных затрат.
Роль арбитров или, если угодно, «вершителей судеб» в этом споре отводится законодательным и исполнительным структурам государственной власти – пишутся концепции, приказы, постановления, принимаются законы. Вот только удовлетворения спорщикам они пока не приносят, проблема не становится менее острой, несмотря на то, что шаги к компромиссу и предпринимаются.
Инициативу, в основном, проявляют представители бизнеса в лице общественных организаций. В ходе своих достаточно многочисленных встреч с высшими чинами государства бизнесмены постоянно указывают на испытываемые ими трудности с подключением к электросетям, предлагают варианты решения проблемы: от полной отмены платы за подключение или предоставления льгот отдельным группам потребителей до освобождения сетевых компаний от налога на прибыль, который в настоящее время они выплачивают с доходов от подключения.
Периодически на стороне бизнеса выступают и чиновники. Например, в мае текущего года, выслушав доклад замглавы Минпромэнерго Андрея Дементьева, временно заменявшего Виктора Христенко, сразу несколько тогдашних членов правительства возмутились планами министерства получить около 20 млрд. рублей за счет введения платы за подключение к электросетям новых объектов. В частности, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев указал, что практика взимания денег за подключение новых объектов бизнеса к электросетям этот бизнес тормозит. С требованием подкорректировать планы Минпромэнерго выступили бывший глава МЭРТа Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин.
Мэр Москвы Юрий Лужков неоднократно выступал против «грабительских», по его мнению, тарифов подключения к электросетям в столице. Последней инициативой правительства Москвы в этом направлении стало принятие «Концепции городской целевой программы по энергосбережению». Документ предполагает компенсацию потребителям сэкономленной энергетической мощности. Руководство города считает, что это может заставить энергетиков существенно снизить тарифы за присоединение к энергосетям.
На состоявшейся 1 ноября рабочей встрече Президента РФ Владимира Путина с президентом Общероссийской общественной организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергеем Борисовым и председателем Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борисом Титовым также был затронуты проблемы подключения к электросетям предприятий малого и среднего бизнеса. Президент подтвердил, что знает об этих проблемах, Владимир Путин подчеркнул, что бизнесменам «одним с Чубайсом не справится и нужно подключать Христенко». Таким образом, было дано поручение о совместной работе в этом направлении с министром промышленности и энергетики.
Последним значимым событием в процессе решения проблем с подключением к электросетям стало принятие 29 октября Советом федерации поправок к закону «Об электроэнергетике». Поправки сохранили «плату за подключение» до 2011 года, но задекларировали условия, при которых механизм ценообразования должен быть более прозрачным и подконтрольным правительству.
Все это, безусловно, так. Хотя, принятые поправки и «люфт» до 2011 года оставляют «лазейки» для сетевых компаний и предоставляют им возможность еще вдоволь «попить крови» предпринимателей до указанного срока.
Мнений вокруг рассматриваемого вопроса множество. Одни полагают, что предлагаемые (прежде всего, ими) меры способны оздоровить ситуацию и снизить тарифы на подключение, другие же (а к ним, как правило, относятся представители сетевых компаний) считают, что снижение платы не реально ни при каких условиях.
Как бы то ни было, но процесс «движения к консенсусу» между бизнесом и сетевиками идет. Несомненно, для этого делается не мало и есть надежда, что рано или поздно потребители будут поставлены в честные и равные условия. В противном случае сохранится весьма запутанная картина, представленная на нашем портале в разделе «Стоимость подключения к электросетям», изучив которую, читатель непременно задастся массой вопросов. И, прежде всего, вопросом о столь высоком разбросе цен на подключение к электросетям в различных регионах России. Даже учитывая то, что одни регионы являются остро энергодефицитными, а другие относительно благополучны в этом отношении, разница в ценах впечатляет: от самой низкой в Краснодарском крае – 1488,2 руб. за кВт (в Омской области стоимость подключения вообще составляет 7 руб. за кВт в час, правда, цена указана только за ТУ, капитальные вложения в индивидуальном порядке), до максимальной в Москве – 45000 руб. за кВт. А это даже не разы, это десятки раз! И приведение всего этого хозяйства к единому здравому знаменателю, безусловно, должно сказаться позитивно как на девелоперах, застройщиках, представителях малого и среднего бизнеса, так и на населении страны в целом.
К сожалению, ни в РАО ЕЭС, ни в Федеральной сетевой компании редакции ИА DAILYSTROY оперативных комментариев по данному поводу получить не удалось.