Прорвались в Москву

Прорвались в Москву

Илья Ступин EXPERT.RU

На московском рынке инфраструктурного строительства — глобальная распродажа. Новые акционеры появились сразу в нескольких крупных компаниях, занятых инфраструктурным строительством. «Мосметрострой» купили структуры петербургского бизнесмена и экс-чиновника Владимира Когана (его партнером выступила инвестиционная «дочка» Сбербанка). В акционерный капитал крупного многопрофильного строительного холдинга «Аркс» неожиданно решил войти Геннадий Тимченко, владеющий долями в торговых, нефтегазовых и транспортных компаниях (Gunvor, «НоваТЭК», «Стройтрансгаз», «Геотек Холдинг», «Трансойл» и др.). Председатель совета директоров СМП-банка, учредитель компании «Стройгазмонтаж» (строительство газопроводов) Аркадий Ротенберг приобрел крупный пакет акций в компании «Мостотрест», присоединившись к топ-менеджерам группы «Н-Транс» и структурам РЖД. По слухам, уже в ближайшее время могут смениться акционеры в «Москапстрое» (в компании идет реорганизация) и некоторых других крупных строительных фирмах, составлявших костяк московской строительной империи. Главная цель новых собственников — получение контроля над перспективным рынком инфраструктурного строительства, а также вытеснение из этой ниши сподвижников бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова.

Кого купили

Фигуранты всех сделок — крупнейшие московские подрядчики, занятые в сфере инфраструктурного строительства или инжиниринговых услуг.

«Мосметрострой» до кризиса 2008 года занимал около 10% рынка дорожного строительства, около 50% столичного рынка метростроения (конкуренты — «Трансинжстрой», объединение «Ингеоком»). Его выручка в 2009 году составила около 23 млрд рублей, чистая прибыль — около 34,8 млн рублей, кредиторская задолженность превысила 5 млрд рублей (из-за неритмичного финансирования горзаказа компания была вынуждена привлекать банковские кредиты для покрытия кассовых разрывов). Не будет преувеличением сказать, что «Мосметрострой» — безнадежно «выжатая» компания, которая остро нуждается в техническом перевооружении. По состоянию на 2009 год износ машин и механизмов составлял более 85%, оборудования и коммуникаций — около 100%. Структуры Владимира Когана заплатили за это хозяйство на приватизационном аукционе около 7,5 млрд рублей.

Компания АРКС — крупный универсальный подрядчик, образованный на базе советского строительного треста «Управление механизации № 4». Объединяет группу компаний из сферы транспортного, промышленного и жилищного строительства. Совет директоров компании возглавлял Александр Лавленцев. Его сын Владимир Лавленцев при Лужкове занимал кресло руководителя управления экономического развития в строительной отрасли правительства Москвы. Выручка компании в 2010 году составила 11,9 млрд рублей, чистая прибыль — 484,4 млн рублей. Топ-менеджмент компании оценивает портфель заказов в 40 млрд рублей.

«Мостотрест» — одна из крупнейших дорожно-мостовых компаний. Основана на базе одноименного советского инфраструктурного холдинга. Имеет широкую географию проектов по всей стране, в том числе портфель заказов в Московском регионе. Выручка только от строительства мостов и автодорог в 2010 году составила 47,5 млрд рублей. Рентабельность по EBITDA — 12%. В последнее время активно наращивает свое присутствие на строительном рынке. Бэклог (оценочная стоимость работ по заключенным строительным договорам по проектам, которые предстоит завершить в будущем) составляет 235 млрд рублей. Среди проектов в Московском регионе — строительство участка магистрали Четвертого транспортного кольца (56 млрд рублей), строительство участка скоростной автодороги Москва—Санкт-Петербург (41 млрд рублей), реконструкция автодороги M1 «Беларусь» (7,7 млрд рублей) и автодороги M4 «Дон» (1,5 млрд рублей).

«Москапстрой» — крупнейший технический заказчик на московском строительном рынке. Основной заработок — отчисления от сметной стоимости строительства за выполнение функций заказчика. Выручка в 2010 году составила порядка 8,1 млрд рублей.

Встроились в систему

Интерес федеральных бизнес-групп к «Мосметрострою», АРКСу, «Москапстрою», «Мостотресту» и прочим московским подрядчикам продиктован не только масштабами бизнеса этих строительных конгломератов, но и их местом в столичной системе горзаказа. При Юрии Лужкове она выглядела следующим образом.

Весь рынок бюджетных строительных заказов оценивался примерно в 300–400 млрд рублей в год. Основной объем средств распределялся на тендерной основе через два базовых канала — департамент капстроительства (курировал возведение муниципального жилья и сопутствующей инфраструктуры) и департамент дорожно-мостового строительства. Большинство строительных подрядчиков, имевших доступ к горзаказу, были прямо или косвенно связаны с чиновниками мэрии либо с более высокими покровителями. Любопытно, что в советах директоров совершенно разных, конкурирующих компаний заседали одни и те же лица.

Анализ разыгранных в течение 2007–2008 годов строительных контрактов показывает, что крупнейшим контрагентом департамента капстроительства выступал «Москапстрой». Эта частная компания фактически замыкала на себя функции техзаказчика по большинству строительных проектов, которые реализовывались в городе. О размахе бизнеса этой структуры позволяет судить хотя бы контракт на 161 млрд рублей, заключенный мэрией с «Москапстроем» в 2008 году, «на осуществление функций заказчика по реализации городского заказа капитального строительства с возложением функций генпроектировщика». Стоит заметить, что глава департамента капзаказа и по совместительству член совета директоров «Москапстроя» Леонид Моносов в интервью СМИ заявлял, что его компания живет на жалкие 1,5% от суммы строительных контрактов.

Так или иначе, но, по информации портала Росгосзатраты, в течение 2007–2009 годов «Москапстрой» получил контракты примерно на 327 млрд рублей. Другими, более мелкими контрагентами департамента капстроительства выступал пул строительных подрядчиков: «МонАрх» (с 2007 по 2009 год выиграл конкурсы на 16,3 млрд рублей), «Мосфундаментстрой-6» (портфель заказов за три года — 25,4 млрд рублей), ЗАО СУ-155 (20,8 млрд рублей за три года) и ряд других компаний, владеющих мощностями для массового строительства бюджетного жилья.

Основными исполнителями бюджетных заказов по линии департамента дорожно-мостового строительства выступали компании «Мостотрест», НПО «Космос», АРКС, «Управление Метростроя», «Ингеоком», «Мосинжстрой», МСУ-1, «Спецтоннельстрой» и др. Так, только в 2007–2009 годах с «Мостотрестом» были заключены крупные контракты на 66,6 млрд рублей (строительство участка магистрали Четвертого транспортного кольца), с АРКСом — на 21,7 млрд (строительство пересечения МКАД с магистралью Вешняки—Люберцы и проч.).

Этот расклад проясняет логику текущего процесса поглощения московских строительных активов. Вхождение в акционерный капитал ключевых операторов рынка госзаказа не только открывает доступ к портфелю заказов и технологическим компетенциям, но и позволяет новым игрокам встроиться в сложившуюся конструкцию распределения госзаказов и систему взаимных договоренностей. Логично предположить, что в реализации именно такого сценария заинтересована и новая мэрия, и федеральные власти, которые желают иметь дело с понятными им контрагентами, а не с мутным «московским кланом».

Это особенно важно на фоне предстоящего взрывного увеличения объемов финансирования инфраструктурного строительства. Только в этом году расходы бюджета Москвы на транспортное строительство могут составить около 131 млрд рублей (это примерно 25% всего российского рынка транспортной инфраструктуры). Разработана программа транспортного развития столицы и Подмосковья до 2020 года стоимостью 7,1 трлн рублей, из которых около 3,5 трлн планируется вложить в автодороги. Московские власти намерены увеличить бюджет Московского метрополитена более чем на 50% и ускорить темпы строительства. Определенные финансовые перспективы открываются перед строительными подрядчиками и в связи с расширением границ города.

Ожидается расширение объемов финансирования и по линии федерального бюджета. Учрежден Федеральный дорожный фонд, средства из которого будут направляться на строительство и ремонт дорог. Источником пополнения фонда станут дополнительные акцизы на бензин и дизельное топливо. Наряду с увеличением бюджетного финансирования в Московском регионе начинается реализация первых проектов дорожного строительства в рамках государственно-частного партнерства. Речь, в частности, идет о концессионных проектах строительства участка скоростной автодороги Москва—Санкт-Петербург, реконструкции автодорог M1 «Беларусь» и M4 «Дон».

Из тени в свет

Главная интрига заключается в том, как новые игроки распорядятся дорожно-строительными и прочими активами в будущем — после завершения глобального передела рынка.

К сожалению, сегодня многие столичные инфраструктурные холдинги представляют собой финансовые «пилорамы», для которых критерием эффективности являются не экономические показатели и рыночная стоимость компаний, а абсолютные объемы бюджетных вливаний. С каждым годом «пилорамы» обрастали большим количеством аффилированных лиц, на которых зачастую «сливались» невыполненные обязательства. Показательно, что за последние двадцать лет в Москве (несмотря на внушительные обороты строительного рынка) не возникло ни одной публичной инфраструктурной компании, акции которой котировались бы на бирже. Единственной публичной компанией инфраструктурного сектора стал «Мостотрест», успешно разместивший 25-процентный пакет акций на бирже лишь осенью прошлого года.

Заскорузлостью московского стройкомплекса, его коррумпированностью, отсутствием цеховой гордости за качество построенных объектов отчасти объясняется регресс в инфраструктурном развитии города на фоне астрономических объемов рынка горзаказа при предыдущем мэре.

Возможно, среди новых акционеров инфраструктурных компаний найдутся предприниматели, которые смогут мыслить глобально и ответственно. В этом случае на базе локальных карманных предприятий уже в обозримом будущем могут возникнуть мощные диверсифицированные инфраструктурные холдинги национального масштаба, которые смогут вывести инфраструктурное развитие столицы на принципиально новый уровень.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *