Алексей Лучников
Корреспондент газеты «Новый компаньон» (г.Пермь)
В соответствии с ФЗ №131 муниципалитеты после 1 января 2009 года должны избавиться от непрофильной недвижимости. Значительную часть муниципальных площадей сейчас арендует малый бизнес, снимающий офисы по заниженной цене. Средства, которые покрывали предпринимателям стоимость аренды шли из бюджетов городов и областей и, как утверждают власти, давались бизнесменам «на вырост». Теперь власть посчитала, что малый бизнес повзрослел и, согласно закону, муниципалитеты свое непрофильное имущество продадут. Однако далеко не все предприниматели смогут выкупить насиженные офисы.
Первым шагом муниципалитетов на пути продажи непрофильной недвижимости стала отмена коэффициентов социальной значимости (КСЗ) для малого бизнеса на аренду муниципальных помещений. В других городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Липецк, Архангельск, участники рынка были предупреждены об этом за два-три года. Пермские предприниматели о повышении стоимости арены узнали только когда им пришли квитанции с «драконовскими» для малого бизнеса счетами. По свидетельствам некоторых бизнесменов, стоимость арендуемых площадей подскочила в 4-5 раз. Так, к примеру, предпринимателей, которые в феврале платили 40 тыс. руб. за аренду, в январе обязали отдавать уже 200 тыс. руб. Малый бизнес уверен в том, что в таких условиях работать невозможно. Часть предпринимателей уже «сматывает удочки». Другие бизнесмены повысили стоимость своих услуг. Но выхода у них нет – придется или выкупать арендуемое имущество или уходить из бизнеса. Есть, конечно, еще один вариант – арендовать недвижимость на рынке, но вряд ли предприниматели после льготной иглы смогут выжить в рыночных условиях, ведь за аренду им все равно придется платить 100%.
В Перми вопрос аренды муниципального имущества малым бизнесом стоит, пожалуй, особенно остро. Общественники твердят о том, что после принудительного уравнивания арендных условий малого бизнеса с другими участниками на рынке недвижимости, «власть в глазах предпринимателей потеряла последние капли доверия».
Мотивы действий чиновников понятны. 10 лет назад в Перми было недостаточно общепитов, адвокатских фирм и магазинов по продаже предметов первой необходимости. Поэтому с целью стимулирования развития этих видов бизнеса муниципалитет создал систему льготных коэффициентов, которые позволяли именно этим видам бизнеса развиваться. Однако, как сказал начальник департамента имущественных отношений администрации Перми Анатолий Маховиков, таким решением «муниципалитет создал не совсем конкурентную среду». Другими словами, льготные коэффициенты позволяли недобросовестным арендаторам под прикрытием разных учреждений сдавать муниципальное имущество в субаренду. В некоторых случаях предприниматели платили 5 руб. за 1 кв. м. Сдавая эту площадь в субаренду, бизнесмен получал 500 руб. за 1 кв. м., получая таким образом чистый доход — 495 руб. При такой «кормушке» малый бизнес не развивался, а зарабатывал на муниципальной недвижимости.
«Раньше аренду муниципальных учреждений имели возможность брать только те предприниматели, которые были близки к власти, — утверждает депутат пермской гордумы Денис Ушаков. — Очень много случаев можно привести, когда люди, близкие к власти, сдавали эти помещения в субаренду тому же малому бизнесу. Сегодня мы попытались построить, на наш взгляд, прозрачные взаимоотношения, когда власть находится в равных условиях с любым агентством недвижимости».
Проще говоря, власть посчитала, что конкурентоспособный бизнес за эти годы вырос и уже выкупил арендуемые помещения. А те, что остались – неуспешные «лузеры», поэтому и нечего их поддерживать. Предприниматели, естественно, так не считают, а предпочитают твердить о том, что несмотря на неоднократно высказываемые обещания власти на всех уровнях поддерживать малый бизнес, на самом деле его обижают не по-детски. Конфликт грозит перерасти в политический: в Перми уже активизировались политики, которые хотят завоевать себе дополнительный электорат на выборах в Госдуму и поэтому спекулируют на проблеме малого бизнеса, обвиняя во всем действующую власть.
Некоторые бизнесмены рады бы попробовать выкупить свои площади, но, во-первых, внезапные счета за аренду подкосили их намерения. А во-вторых, скорее всего, на аукционе представители малого бизнеса не смогут выкупить свои помещения — не выдержат конкуренции со стороны более крупного бизнеса. Денег у них нет, как и имущества, которое можно заложить. Единственная надежда предпринимателей — законопроект «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», в соответствии с которым они получают привилегированное право на приобретение арендуемой недвижимости. Однако с июля 2005 года закон лежит в Госдуме и, несмотря на намерения местных властей поторопить законодателей, надежд на то, что депутаты скоро спохватятся, нет.
Сейчас депутаты пермской гордумы решают, каким организациям достанутся субсидии на арендуемое муниципальное имущество. 17 апреля состоится заседание гордумы, на котором будет решена судьба оставшихся учреждений, которые получат субсидии. Предпринимателей в этом списке почти не осталось. Остальные учреждения замерли в позе ожидания: если их вычеркнут из списка арендаторов-льготников, платить за аренду с января этого года им придется по полной. Если нет – субсидирование продолжится. В список уже попали почти все общественные организации, частные предприниматели, занимающиеся организацией школьного питания, организации, оказывающие банно-прачечные услуги, закрытые акционерные общества инвалидов и советы ветеранов. Наиболее деликатно депутаты должны отнестись к обсуждению субсидий для предприятий, работающих в сфере ЖКХ, потому что если они не будут приняты – власти ожидает взрыв общественного недовольства, вызванный неизбежным повышением тарифов на «коммуналку».
Между тем, в управлении Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Пермскому краю считают бюджетное субсидирование отдельных бизнесменов незаконным и обещают обращаться в суд, если кто-то из них получит «скидки» при оплате аренды. Однако пермские депутаты подстраховались и приняли решение согласовать с ФАС список субсидируемых организаций.
Пока ясно одно – власть выжала предпринимателей из числа претендентов на субсидии по аренде муниципального имущества. Теперь, потеряв арендную скидку, предприниматели окажутся перед выбором – либо плати полную стоимость аренды, как поступают все участники рынка, либо выкупай свой офис, либо уходи из бизнеса. Но, скорее всего, пермский бизнес не сможет перестроиться после льготной иглы, на которой их держали несколько лет. Во-первых, власти не дали им времени на подготовку, вместо заблаговременного предупреждения выставив им счета «по полной». А во-вторых, выкупить свои площади никто из предпринимателей не сможет, потому что денег у них на это, скорее всего, не найдется.
P.S. В Перми муниципалитет распоряжается 7% от всего имущественного фонда. До января этого года 29 категорий арендаторов, пользовались коэффициентами социальной значимости, которые составляли от 10% до 50% базовой ставки за аренду. После отмены КСЗ было принято решение – отправить на рассмотрение депутатов пермской думы 9 категорий арендаторов, которые имеют право снимать помещения по льготной ставке. Сюда входят: закрытые акционерные общества инвалидов, областные и городские советы ветеранов, органы территориального общественного самоуправления, предприятия, выполняющие муниципальный заказ, общественные бани, благотворительные организации, предприятия, занимающиеся организацией питания в столовых муниципальных учреждений, некоммерческие организации науки, культуры, образования.