Антон Муравьев
Руководитель проекта DAILYSTROY
Оценочную комиссию МОК, наконец, дождались в Сочи. Ждали с нетерпением, готовились тщательно – кто во что горазд. Администрация Сочи, например, организовала гостям развлекательную программу, в рамках которой перед ревизорами станцевали на льду российские чемпионы-фигуристы и пробежались финалисты «Лыжни России». Не забыли и о духовном: представители народов мира в рамках фестиваля «Этно-Сочи» демонстрировали яркие отличительные особенности этих самых народов, а мастера культуры поразили комиссию МОК, ясное дело, своей высокой культурой.
Президент России Владимир Путин, прибыв на место, напомнил делегации Олимпийского комитета, насколько серьезные инвестиции в проект Сочи-2014 готова взять на себя подшефная ему держава: «Россия намерена истратить на развитие этой территории огромные деньги – около 12 миллиардов долларов США. Эти деньги пойдут на то, чтобы объединять людей со всего мира вокруг идей спорта». (Огромные – не огромные, всего лишь среднее арифметическое от суммарной стоимости «Сибнефти» и «Юганскнефтегаза»).
Напомню, что, согласно ФЦП развития Сочи, из обозначенной суммы на частных инвесторов придется около 40% затрат. И крупные российские капиталисты, засучив рукава, уже включились в работу: структуры Олега Дерипаски строят аэропорт, а компания Владимира Потанина – горнолыжный курорт «Роза Хутор».
«Мы истратим эти деньги не на пушки, не на снаряды, – добавил Президент Путин, – не на боевую авиацию, не на танки. Мы истратим эти деньги на то, чтобы люди со всей планеты собрались здесь, в Сочи, на нашей территории, и протянули друг другу руку».
О реакции нового министра обороны Анатолия Сердюкова на эти слова умалчивается.
Вице-премьер Александр Жуков, в свою очередь, заметил, что в России, уже более полувека принимающей участие в Олимпиадах, ни разу не проводилось зимних Игр. При этом, по словам зампреда правительства, и с экономической точки зрения Игры Сочи-2014 как нельзя более актуальны для региона и России в целом. Члены комиссии МОК во главе со строгим японцем Тихару Игайя покивали головами.
Министр же экономического развития Герман Греф попытался поставить точку в самой больной теме, по которой проекту больше всего достается на орехи – экологической. Как сообщил глава МЭРТ, наконец проведено согласительное совещание с представителями экологических организаций, в ходе которого «были сняты все озабоченности экологов».
Совещание, кстати, оперативно состоялось лишь после того, как на прошлой неделе глава российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин направил Владимиру Путину письмо. В нем эколог, в частности, пожаловался президенту РФ на то, что олимпийское строительство на территории Сочинского национального парка ведется с нарушением экологических норм и в коммерческих интересах заказчиков. Кроме этого, из письма Игоря Честина глава России узнал о том, что хребты Псехако и Грушевой, где ведется возведение объектов, особо ценны как «места зимнего скопления благородного оленя, серны и бурого медведя».
С точки зрения смысловых якорей пассаж написан идеально: олень берет благородством, медведь формирует аллюзию на одну из любимых партий власти, а серна сама по себе мила для любого, кто по складу характера не является живодером. Ну как таких замечательных зверушек взять да и прогнать из мест зимнего скопления?
А если без иронии, то письмо Игоря Честина – это едва ли не единственный документ от уважаемого главы уважаемой организации, достойный того, чтобы положить его в базу экологической безопасности Сочи. Все остальные природоохранные выступления напоминали скорее экологический терроризм. Возможно, заказанный городами-конкурентами Сочи, возможно – нацеленный на самораскрутку всеразличных организаций, присосавшихся к экологической теме.
В этом контексте проходили совершенно карикатурные мероприятия, типа акций «Хранителей радуги» с лозунгами «Чебурашка – против!» или митинга «Союза нетрадиционных конфессий Кавказа», требующего сохранить современные языческие капища на территории олимпийского строительства для «отправления религиозных надобностей».
Как бы то ни было, очень приятно, что власть не повелась на провокации, а стала вести диалог с серьезными экологами, которые своим опытом могут принести проекту пользу. Не отставали и бизнесмены: «Роза Хутор» был оперативно объявлен первым в стране проектом экокурорта, а Игорь Честин приглашен консультировать его по природоохранным вопросам.
Так у нас всегда – не могут договориться сразу, обязательно нужен какой-нибудь конфликт. Но все хорошо, что хорошо заканчивается…
В результате, министр Греф смог подойти ко встрече с комиссией МОК, оперируя четкими тезисами: «Определен порядок проведения экологических экспертиз и выработана система взаимодействия с общественными организациями. В целом мы все хорошо и качественно подготовились. Речь может идти о естественных преимуществах (по сравнению с конкурентами). Здесь, по мнению экспертов, у нас хорошие преимущества».
При этом, глава МЭРТ был вынужден раскрыть глаза комиссии на имеющиеся, к несчастью, проблемы: «На сегодняшний день существующее положение в Сочи неблагоприятно в экологическом плане. Требуется существенное улучшение всего комплекса выбросов». Не стал, словом, молчать, как Марат Казей.
Но эта проблема, успокоил собравшихся министр, решается уже на протяжении двух лет. И будет решаться независимо от решения МОК о месте проведения Олимпиады.
Для дополнительного эффекта комиссию МОК повезли туда, где в перспективе расположится шикарный комплекс для прыжков с трамплина. Автор проекта Майкл Милидонис весело прокомментировал визит олимпийских ревизоров: «Мы провели здесь презентацию, ответили на все возникшие вопросы, и, как мне представляется, они (комиссия) были впечатлены увиденным и услышанным. Они поели икры и уехали отсюда в прекрасном настроении». Действительно, редко встретишь человека, который после употребления икры становится скорбен и тих.
И вот, после столь широко проведенной презентации, все вовлеченные стороны услышали то, что так ждали от комиссии МОК.
Тихару Игайя сказал: «Заявка Сочи очень серьезная». Застучали телетайпы, зазвонили мобильники, заработали все радио- и телевизионные станции Российской Федерации, донося слова высокого олимпийского начальника до самых отдаленных уголков нашей Родины. А Родина затаилась и стала ждать 4-го июля, когда МОК вынесет окончательный вердикт.
Действительно, не стал бы на самом деле наш японский товарищ вслух обнадеживать российскую сторону, если бы увиденное его неприятно поразило. Ну, может быть, ужас, выбросы, оленей с мишками в правах ограничивают. Но не ужас-ужас-ужас! В конце концов, до 2014 года еще 7 лет, а это очень внушительный срок. У нас же как – смогут если захотят. А поскольку Сочи-2014 фактически стал еще одним национальным проектом, в серьезности намерений власти и бизнеса сомневаться не приходится.
Конечно, Олимпиада – это мероприятие, на позитивном базисе которого варится котел из громадных инвестиций, рекламных бюджетов, черного пиара, подкупов, допингов, коррупции, терроризма и так далее. И если раньше подобные составляющие старались не открывать для широкой публики («деньги любят тишину»), то сейчас, в век стремительного распространения информации из пункта А в пункт Б, утаить шило в мешке становится все сложнее.
Вплоть до 4-го июля будет идти непримиримая борьба. Зальцбург будет мочить Пхенчханг, Пхенчханг будет мочить Сочи, все будут мочить друг друга и наоборот. На кону стоит слишком многое, а в этом случае цель оправдывает средства. Когда речь идет о ТАКИХ финансовых потоках, мораль отходит на второй план.
Но мы живем в условиях капиталистического мира, и наша страна встала на путь «господ из-за океана», в которых мы 70 лет плевали в каждой программе «Время» и в каждой «Международной панораме». А что делать? Перефразируя товарища Сталина, можно сказать: «А другой экономической системы, приемлемой для человеческого сообщества в настоящий период развития, у меня для вас нет». И поставить грустный смайлик.
А с другой стороны – да бог с ним, с миром чистогана. Не нашего это ума дело. Пусть, в конце концов, Олимпиада-2014 действительно станет одним из тех идеологических моментов, который сможет дать нашей стране ощущение гордости, уверенности и не только из-за того, что цена за баррель нефти столь высока.
Пусть деловые люди считают свои бизнес-планы, сроки окупаемости, прибыли и убытки, но строят подъемники, экокурорты, нормальные аэропорты и качественную инфраструктуру, где канализация не сможет прорваться и затопить национальную идею и все остальные спортивные сооружения. Кроме этого, Россия – страна, традиционно сильная в плане зимних видов спорта: так почему бы не вкладывать в строительство спортивных сооружений на всей территории РФ? Вытащить пацанов из подвалов, отобрать у них «Максимку» и клей и всунуть в руки лыжи или клюшки. Тем, у кого агрессия выше нормы – в биатлон, пусть постреляют по мишеням, а не друг друга.
То есть: развивать Олимпийскую идею не только на уровне отдельно взятого курорта, а во всех субъектах федерации. И тогда ни один самопиарщик от экологии не подумает даже пискнуть в сторону Сочи-2014.
И последнее. Мне, конечно, хочется верить, что Олимпиада пройдет у нас. Но даже если Австрия или Корея к 4 июля перебьют нашу заявку всеми имеющимися у них в наличии способами – плевать на это. Просто приведем, наконец, один из немногих наших курортов (Дудинка и Якутск не в счет) в полный порядок, чтобы можно было возить туда наших детей, не краснеть за свою страну и не слышать от них: «Папа, а за границей было чище и лучше».
Это вопрос чести и ответственности. А вопрос денег пусть решается в тишине тех кабинетов, в которые нас с вами никогда не пустят.