И еще раз о реформе ЖКХ

И еще раз о реформе ЖКХ

Евгений Шлеменков
Эксперт Комиссии по строительству и девелопменту ОПОРЫ РОССИИ

Говорить и писать о реформе ЖКХ стало общим местом практически в каждом издании, у любого автора, не говоря уже о политиках и юмористах… А в самом деле, так ли уж это важно и актуально? И неужели не прожить нам без этого? Ведь как-то жили без нее, и живем пока. Конечно, где-то у кого-то бывает и получше, но ведь и похуже случается… А если все же надо реформировать, то что же нам мешает это сделать быстро, умно, эффективно?! Попробуем разобраться.

Любое государство всегда оставляет «за собой» что-то, что необходимо, очень важно, но для свободных флибустьеров-предпринимателей непривлекательно – социальную защиту неимущих, заботу о материнстве и детстве, охрану природных ресурсов и иное, а также то, куда бизнес пускать опасно по причине его алчности, плохой управляемости, либо политической неблагонадежности – ключевые для жизнеспособности государства естественные монополии, систему обеспечения денежного оборота, спецслужбы, некоторые аспекты обеспечения обороноспособности и т. д. ЖКХ, похоже, из этого списка. Любые проблемы в ЖКХ, особенно в условиях нашего климата и поголовной бедности простого населения, убийственны для системы государственной власти.

Государство это хорошо понимает – власти на местах – это, по-сути, сегодня высший топ- менеджмент своих структур ЖКХ. Посмотрите на все эти доклады и справки, которые они требуют от ДЕЗов ежедневно, послушайте, о чем они говорят на едва ли не ежечасных совещаниях, заседаниях даже в режимах он-лайн. У некоторых даже есть объединенные диспетчерские службы, чтобы сведения собирать и докладывать, сотовая связь едва ли не с каждым дворником. Очень хочется, чтобы все было красивенько. Ну и добиваются некоторых успехов своими, специфическими методами – держат отрасль в тонусе. Кажется, забери у них эту заботу – осиротеют, еще какой-нибудь политикой начнут заниматься или чем похуже от обилия свободного времени и сил.

Но… затратная это работа. И не развивается отрасль – нет к тому условий, а есть только незавидное положение между молотом власти и наковальней населения. Мобильники есть, а рукавицы-перчатки меняют раз в месяц, спецовку – один комплект в два года, метлы-тряпки-лопаты в дефиците, технику всякую только в рекламных проспектах иностранных увидеть и можно. Сжигая обувь, за свои деньги купленную, в рекомендованных властью безопасных антигололедных реагентах доживают незавидно и грустно состарившиеся кадры ЖКХ – молодежь это счастье не прельщает. Да еще многострадальные счастливые граждане солнечного Таджикистана посильно помогают. Но успешно растут только долги ЖКХ государству.

Ветшают дома, разрушаются коммунальные и иные сети, надвигается если не конец света, но острая потребность в обновлении, в капитальном ремонте всего и вся. Затратно это в масштабах не то, что страны – любого дома, улицы, поселка. Но ведь до 70% жилья государство совершенно бесплатно передало в руки своих граждан. Они по 15-20 лет ждали, чтобы получить эти квартиры в наем, а тут им их отдали насовсем. В том виде, в каком они на тот момент были. Не в лучшем, как правило. И появилось у народа ощущение, что если живешь в квартире, то уже не совсем нищий, а даже зажиточный уже, с собственностью. Радость то одна – можно этой собственностью распорядиться, детям передать или продать и забомжевать всласть. Правда, это все и раньше было возможно, но процесс реализовывался сложнее.

И решило государство собственников уважить, доверить им самим заботиться о собственности своей. В рамках реформы ЖКХ. Как на Западе. А собственник своего счастья не осознает совсем. И ответственности боится. И денег нет, чтоб полноценно о своем добре заботиться, и осознания необходимости этого. Тупик какой-то в делах реформы. Надо собственников объединять, организовывать, заставлять об имуществе своем заботиться. ТСЖ создавать. Но не видит смысла ушлый наш народ на себя лишнюю заботу вешать, да и разные у нас собственники. И стимула нет, только кнут, а где же пряник!? Но нет у ТСЖ ни льгот налоговых, ни госдотаций на капремонт хотя бы за то время, когда наша собственность была государственной, ни льгот по аренде земли. Объединяться при таких условиях мы можем только перед лицом врага лютого или в случае уже случившейся беды. Но ведь до крайности пока не дошло, пряника не видать – чего ж суетиться?! Вот и дозреваем, уже второй раз перенося сроки вступления Жилищного кодекса в силу в полной мере.

Там, где это стало актуальным по объективным причинам, собственники быстро объединились. Как правило, там, где застройщик решил подзаработать на управлении и создал управляющие компании, но не рассчитал аппетитов, попытался получать сразу и много — собственники быстренько создали ТСЖ и выгнали вон нескромных или неумелых управленцев и либо нашли новых, либо воспитали таковых в своих рядах. Дело-то нехитрое, требует простой хозяйственности и здравого смысла. Это если о самой работе говорить. Но вот бюрократизм, расцветший в последнее время роскошным лопухом во всех сферах нашей жизни, произвол естественных монополий, поставляющих электричество, газ, тепло, воду и неуемное рвение налоговых органов обобрать всех, кого только можно, по два-три раза за одно и то же делают работу эту поистине героической и почти без надежды на успех.

Наверное, рынок управляющих компаний начнет формироваться прежде всего из управляющих компаний крупных застройщиков. Мелкие самодеятельные управленцы выживут там, где есть соответствующие кадры, прежде всего в ЖСК. Такие кадры можно и быстро обучить, хорошенько поработав с военными-отставниками и безработными женщинами, которые уже вырастили детей, но в общественно-полезных делах очень активны. Это же поистине неисчерпаемый резерв общества!

Вообще-то, если бы мы не были так упрямы во мнении, что доступное жилье это то, которое можно приобрести в собственность, а направили часть усилий на строительство жилья за счет бюджета и внебюджетных источников для сдачи его гражданам в коммерческую аренду, мы были бы вынуждены для них и управляющие компании создавать. Нового типа, которые уже реформировать не надо. И собственник-заказчик услуг у них был бы уже консолидированным. И это был бы еще один серьезный участник рынка. А людей, которые уверены, что возможность получить жилье на длительный срок, по коммерческим, но вменяемым ценам, является для них приемлемым решением жилищной проблемы (по опросам ВЦИОМ) у нас около 37% от нуждающихся. И экономически привлекательно не хранить наши деньги в иностранных банках под смешные проценты, а создавать на них долгосрочные, доходные и ликвидные активы внутри страны, и политически привлекательнее и правильнее. Бюрократы и строительная мафия, конечно, в восторге не будут. Но они все же в количественном меньшинстве пока! Да и первых можно и нужно окоротить и заставить работать и за результат отвечать, а вторым объяснить, что большие деньги можно получать не только при условии высокой нормы, но и большой массы прибыли. Т. е. зарабатывать более честным и экономически и физически безопасным путем.

Выводы простые. Реформа должна быть комплексной. Сразу с нескольких направлений, под единым руководством. Только эволюционным путем. С применением стимулов и оргвыводов. Решительной и твердой в достижении целей, но не за счет простого обывателя. С использованием всех имеющихся ресурсов, но под постоянным и жестким контролем. Прежде всего граждан. С учетом именно их интересов, ибо в этом и есть цель и смысл существования государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *