Конец «золотой» эпохи

Конец «золотой» эпохи

Алексей Лоссан, обозреватель журнала «Компания»,
специально для ИА DAILYSTROY

«С каждым годом меняется российский рынок недвижимости». Именно так начинают свои статьи большинства моих коллег. И, в общем, они правы: каждый год действительно не похож на предыдущий. Однако, справедливости ради стоит признать, что конкретных итогов работы российских застройщиков, изменивших в корне наше представление о реальности, катастрофически мало. Единственное, в чем они преуспели, это кардинальным образом расширили наше представление о ценах на квартиры. Однако, как мне кажется, можно отметить еще один их навык — это умение превращать в золото все то, что абсолютно не блестит. Типичным примером такой «позолоты» является кампания по успешному продвижению района, получившего название «золотая миля».

О районе между Остоженкой и Пречистенской набережной последние пять лет неизменно говорят как о исторически «элитном» районе старой Москвы. Однако еще десять лет назад знатоку российской столицы только в бреду могло привидеться, что квартал напротив «Красного октября» назовут «золотой милей». В 1930-е гг. ныне знаменитую Остоженку немало перекопали: Сокольническую линию метро строили открытым способом, а затем улицу и вовсе переименовали — в Метростроевскую. В результате такого «перекроя» пострадали многие исторические особняки. Однако в 1999 году это не помешало сообразительным застройщикам раскрутить Остоженку как «девственный уголок Москвы». Действительно, новая элита нуждалась в новом пространстве: Тверская слишком шумная, а переулки Арбата давно стали достоянием фанатов Булата Окуджавы и Виктора Цоя. Более того, для строительства элитного района необходимо было достаточное количество строительных площадок. Говоря прямо, строители нуждались в зданиях, которые можно было бы снести. Потому застройщики и начали «золотить» свежий район.

Для пущей убедительности они обратились к незамысловатому маркетингу: упирали на близость к Кремлю и отличные видовые характеристики. Удивительно, но в числе особенных ценностей района они называли вид на Храм Христа Спасителя и памятник Петру Первому, у многих москвичей вызывающие большое сомнение. Но все получилось, и цены в этом районе подскочили настолько, что быстро стали самыми высокими в Москве. Более того, уже практически не осталось сомневающихся в объективности такой оценки. У квартала появилось даже свое лицо с точки зрения архитектуры. Как ни странно, в «девственном уголке Москвы» превалирует стиль «хай-тек», активно продвигаемый сотрудниками архитектурного бюро «Остоженка» Александра Скокана.

Однако когда мы говорим о «золотой миле», интересно не то, какие компании участвовали в «раскрутке» этого района, к каким они прибегали методам, а то, что в итоге они смогли довести столь амбициозный проект до конца. Недавно сразу две компании, активно застраивающие «золотую милю», дали понять рынку, что ищут новые горизонты. RGI International Бориса Кузинца провела IPO, зафиксировав таким образом свою капитализацию. Кроме того, летом она приобрела контрольный пакет Sucreti Holdings Ltd у бывшего вице-президента «Главмосстроя» Михаила Бабеля. Таким образом, в распоряжении компании оказался участок для строительства 1,6 млн. кв. м жилья и торговых центров в совсем не «золотом» Митино. Выход за пределы Остоженки объясняется просто: перспективных площадок здесь осталось мало, да и спрос теперь уже не тот. Доказательством тому служит новый проект компании «Баркли», также активно работавшей в пределах «золотой мили». На Пречистенской набережной компания Леонида Казинца теперь строит не дорогие квартиры, а многофункциональный комплекс с офисами, торговой зоной и четырьмя десятками апартаментов в аренду. Нетрудно догадаться, что проект будет окупаться гораздо дольше, чем жилой дом на продажу. «Баркли» и дальше планирует диверсифицировать свой портфель, сконцентрировавшись на недвижимости бизнес-класса уже за пределами «золотой мили».

Все эти решения в общей сложности свидетельствуют только о том, что строители уже намыли «золото» на берегу Москвы-реки, и кампания по раскрутке «золотой мили» не только состоялась, но и близка к завершению. Если зажмуриться и сходу назвать черты «лужковской Москвы», то в числе новых станций метро, «Москва-Сити» и «Куркино», обязательно окажется «золотая миля». Действительно, застройщикам удалось нагнать сюда весь цвет российского капитала, а остальных зазвать обещаниями благополучного соседства. В итоге остается только вспомнить старый добрый анекдот: «Война окончена, всем спасибо, все свободны». А какие купола будут в следующий раз золотить российские строители, покажет время.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *