Алексей Щукин, специальный корреспондент ИД «Эксперт», специально для ИА DAILYSTROY
В октябре я провел три дня на загородном семинаре проекта «Российский дом будущего». Что это за проект? Объяснить не так и просто. Если сказать о «цивилизационной задаче поиска национального типа расселения», то выйдет слишком высокопарно. Если описать проект «РДБ» как изучение мирового опыта и поиск новых технологий строительства, тогда получается как-то приземленно.
Еще один вариант ответа – это поиск выхода из острого градостроительного кризиса. Кризис, для примера, в Москве налицо. За 15 лет в городе «доедены» последние резервы, оставшиеся с советских времен. Земельные участки застроены, дороги переполнены, свободных мощностей по электричеству нет. Качество жилой среды постоянно ухудшается: в городе трудно дышать, по нему невозможно передвигаться. То же самое и в других крупных городах.
Нынешний кризис выражается и в массе парадоксов. Изобилие нефтедолларов не привело к строительному буму, хотя это и противоречит рыночным законам. В Москве при огромном спросе на жилье и наличии денег люди отсечены от рынка жилья невероятными ценами. При изобилии земли в Подмосковье строителям негде строить. И самое невероятное: сегодня в регионах десятки миллионов долларов инвестируются на реконструкцию советских домостроительных комбинатов. Реанимируется технология, снятая с производства в Европе в 70-е годы.
Какой будет новая фаза развития рынка? Какие технологии и принципы застройки оптимальны для решения новых задач? В любой европейской стране есть десятки общественных проектов типа «Российского дома будущего». У нас же тишина – ни оригинальных концепций, ни дискуссий.
Уже на первом этапе «РДБ» обнаружилось, что: а) современные технологии строительства и инновации отторгаются строительной сферой (легче по старинке «лепить» миллионы квадратов панели), б) в стране катастрофическое положение со специалистами и знанием современного западного опыта. Мы как будто сами установили «железный занавес» и упорно не хотим видеть, как реально устроены рынки недвижимости той же Европы.
Первый пример. В одном только Делфтском технологическом университете ежегодно учатся градостроительству 100-150 китайцев. Этот только в одном голландском университете, а они учатся по всему миру. Россия никого не посылает учиться за границу, хотя у нас сумасшедший дефицит градостроительных кадров. На всю страну есть считанное число специалистов, знакомых с мировым опытом. Остальные «ваяют» по социалистическим лекалам или просто некомпетентны. А ведь сейчас надо сделать новые генпланы для всех городов – кто их делает?
Другой пример: количество архитекторов на душу населения у нас в 20 раз меньше, чем в Германии. Но западным архитекторам строить в России не дают. А в модном МАРХИ студентов по-прежнему учат по программам тридцатилетней давности. Стоит ли удивляться, что сегодня все наши архитекторы завалены заказами, а их расценки уже выше европейских.
Но вернемся к «Российскому дому будущего». Среди его подпроектов я бы выделил два. Первый связан с футуризмом. Как должны выглядеть наши города в 2050 году? Какое жилье нужно будет людям? Эти вопросами у нас никто еще не занимался.
А второй подпроект, наоборот, очень приземлен. В формате Лаборатории, встречаясь раз в месяц с экспертами и западными архитекторами, отобранные проектные группы разрабатывают сегодня проекты для конкретных земельных участков, на которых планируется построить «идеальные» поселения эконом-класса – недорогие, но качественные.
P.S. А без новых знаний и западного опыта мы и через сто лет будет «лепить» панельные многоэтажки. Тем более что при дефиците жилья «пипл все схавает».