Консьержка или управляющая компания в ЖКХ — кто кого?

Консьержка или управляющая компания в ЖКХ — кто кого?

Евгений Шлеменков, Генеральный директор ООО «Техноэкопроект»

Так уж получилось, что в результате процесса, называемого перестройкой, большинство граждан России реально получили в собственность то жилье, которое занимали по факту, да еще земельные участки в дачных или садоводческих товариществах, если они у них были. То есть то, чем они фактически и так владели. Ваучерная приватизация большинство из нас не осчастливила… Но, получив право реально распоряжаться своим жильем, они получили и серьезные обязательства по его содержанию, чем в советское время были не особенно обременены – за них эти обязанности исполняло государство. Причем жилье это, в различной и, как правило, значительной степени изношенности располагается в многоэтажных домах, значительно разбавленное жильем муниципальным, то есть, по сути, государственным.

В Каждом доме образовалось по нескольку полноправных хозяев, интересы и устремления которых не вполне и не всегда совпадают.

А дом – это единый организм, процессы в котором идут своим чередом, в том числе процессы старения и деградации. Как всем этим управлять и как все это пристойно содержать, чтобы в итоге не лишиться того немного, что имеют большинство граждан России? Ответ очевиден – нужно объединять усилия всех собственников и совместно решать все нарастающие проблемы.

Законодатели предложили путь – создание товариществ собственников жилья. Теоретически все просто – провели собрание, организовали ТСЖ, выбрали управляющую компанию и зажили спокойно. Но проблемы начинаются с самого первого шага. Провести собрание в стандартном многоквартирном доме – задача практически невыполнимая – и негде, и трудно собрать всех вместе. А договориться еще сложнее. Наш человек, старательно наученный горьким опытом, любых перемен катастрофически боится, во всем – и зачастую не безосновательно — видит чьи то шкурные интересы и подвохи, а, кроме того, привык к настойчивому участию государства во всех, самых интимных сторонах жизни и считает, что хотя бы из чувства самосохранения государство и далее будет заботиться о самом насущном, и о жилье в том числе. Да и обещало государство в период массовой приватизации вернуть долги по капитальному ремонту.

Придумали заочное голосование – но кто и как при этом объяснит собственникам необходимость и полезность этого шага, или хотя бы безопасность его?! Конфликты интересов доходят до смешного – консьержки-пенсионерки агитируют против ТСЖ, опасаясь, что новая управляющая компания сгонит их с насиженных мест. Чиновники в Москве гонят процент ТСЖ в соответствии со спущенным сверху планом, не заботясь ни о чем, полностью дискредитируя идею. Ну создадим, а дальше то что?! Параллельно идет акция по заключению всеми и вся договоров на обслуживание с ДЕЗами, что еще больше дезориентирует людей.

Нет управляющих компаний… А откуда же им взяться, ведь тут законы бюрократии не работают, здесь работают законы экономики. Никто не станет создавать управляющую компанию, если нет объекта управления или хотя бы уверенности в том, что он появится.

Лучшим прародителем управляющей компании мог бы стать РЭУ, освобожденный от опеки ДЕЗа и реорганизованный в коммерческое предприятие, но их безжалостно загубили, оставив в живых чисто бюрократическую структуру ДЕЗов – бюрократам проще руководить бюрократами же. Справки друг другу выдают по первому требованию, хоть ежечасно, а вот работать… Да просто некому там работать!

Диспетчерские объединили, выделили в отдельную структуру – а как же, вся информация в одних руках и сразу! А жителю от этого что – ему ведь надо получить помощь, и немедленно! Он бы и звонил туда, где реально есть дворник, электрик, сантехник, и получил бы нужное минут через 15-30, да нет того телефона, туда по сигналу главной объединенной диспетчерской будет звонить самый младший бюрократ по пинку, докатившемуся ему от самого старшего. Через пару дней. Зато все при деле, «все пахали»!

Создали целый ГУП по содействию созданию ТСЖ, выделили на это деньги. Ищут, кто заключит с ними договоры на создание ТСЖ и пойдет в народ. Деньги невеликие ему, энтузиасту, заплатят, правда по итогам создания ТСЖ, а пока предлагается потрудиться бесплатно. И этот самый ГУП требует ежедневной отчетности о результатах труда. И сам рапортует. А людям на местах ответить на вопросы некому. И за каким лешим кто-то пойдет агитировать за ТСЖ, если их потом, сразу после регистрации все забудут спокойно, никто же не собирается с ними возиться и далее. А агитатору могут потом и припомнить нелицеприятно его агитацию возмущенные и объединенные при его же содействии собственники жилья… Выход у него один – самому создавать управляющую компанию и впрягаться в работу – и ладно бы, так не будет соответствующего указания и не подпустят его к этому на пушечный выстрел, будут ДЕЗы новой бюрократической структурой заменять со всем рвением…

Ну и бюрократия, как участник процесса регистрации – без нее никак. Нужны выписки собственников из ЕИРЦ, из регистрационной палаты. Нет ясности, как создавать ТСЖ из объединений домов, чтобы было экономически эффективно их обслуживать. Не теоретически, а с учетом реалий. Не распространяются на управляющие компании и налоговые льготы для ТСЖ, выживаемость их под вопросом…

И все же наша компания ввязалась в этот процесс в Зеленограде. И ТСЖ создаем, и жителей и администрацию консультируем, и управляющую компанию формируем. Отрадно, что на уровне управ районов находим полное взаимопонимание, и с жителями и собственниками тоже. Может, и получится что-то нужное и полезное в этот раз, лишь бы курс, взятый сегодня завтра кардинально не поменялся…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *