Наш партнер, Всероссийский центр исследования общественного мнения, предоставил исследование «Россияне о качестве услуг ЖКХ», которое более чем актуально сейчас, в преддверии отопительного сезона.
Опрос респондентов проводился с 21 по 22 июля 2007 года. Было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Специально для ИА DAILYSTROY отчет комментирует руководитель исследовательских проектов ВЦИОМ Татьяна Войлокова.
Татьяна Войлокова: Исследование было проведено в рамках внутреннего заказа специалистами структурного подразделения ВЦИОМ — Центра исследований и анализа рынков недвижимости и строительства. Цель исследования — оценка удовлетворенности россиян качеством коммунальных услуг.
Среди задач исследования могу выделить три: оценка удовлетворенности качеством основных коммунальных услуг; изучение частоты перебоев в снабжении основными коммунальными услугами (вода, электричество, газ); оценка среднего времени устранения перебоев в снабжении коммунальными услугами.
Первый вопрос, который мы задали респондентам: Удовлетворены ли Вы качеством жилищно-коммунальных услуг (отопление, водоснабжение, техническое обслуживание жилого фонда), которые Вы получаете в месте Вашего постоянного проживания? И получили следующие результаты:
Татьяна Войлокова: Как можем наблюдать, немногим более половины участников исследования (52%) в той или иной степени удовлетворены качеством жилищно-коммунальных услуг, причем из них лишь 12% респондентов полностью удовлетворены. Около 43% респондентов в той или иной степени не удовлетворены качеством жилищно-коммунальных услуг, которые они получают на месте постоянного проживания.
Для того, чтобы понять специфику ответов представителей различных групп, представляем распределение ответов в зависимости от уровня доходов (по субъективной оценке), типов населенных пунктов, а также федеральных округов проживания респондентов.
Татьяна Войлокова: Наиболее благоприятна ситуация с бесперебойным снабжением жилищно-коммунальными услугами в Москве и Санкт-Петербурге – большинство жителей этих городов (76%) выставили положительные оценки («вполне удовлетворен» или «скорее удовлетворен»). Среди жителей средних городов (численностью населения от 100-500 тыс. человек) подобный оптимизм разделяют только около 40% опрошенных. Аналогичные показатели в других типах населенных пунктов находятся на уровне 49-54%.
Лучше всего ситуацию с оказанием жилищно-коммунальных услуг оценивают жители Центрального и Уральского федеральных округов (соответственно, 67% и 59%), хуже всего – население Сибирского, Северо-Западного и Дальневосточного округов (не довольны качеством жилищно-коммунальных услуг 55% жителей Сибири и по 59% Северо-Запада и Дальнего Востока).
Чем выше уровень дохода респондентов при его субъективной оценке, тем чаще респонденты отмечают удовлетворение качеством жилищно-коммунальных услуг.
ИА DAILYSTROY: Возвращаясь к первой диаграмме, можно констатировать, что если 29% скорее не удовлетворены, а 14% совершенно не удовлетворены качеством услуг, то реформа ЖКХ пока еще далека от завершения.
Татьяна Войлокова: Можно полагать, что так. Далее в ходе исследования тема была более конкретизирована, респондентам было предложено ответить на вопрос: Насколько часто им и членам их семьи приходится сталкиваться с перебоями с водой, электричеством, газом? Вот какие результаты показали ответы на этот вопрос.
|
Каждый день |
Часто, почти каждую неделю |
Довольно часто, почти каждый месяц |
Редко, но не менее 1-2 раз в год |
Перебоев нет совсем |
Затрудняюсь ответить |
Перебои с водой |
4 |
6 |
19 |
38 |
28 |
5 |
Перебои в электроснабжении |
1 |
4 |
16 |
38 |
39 |
2 |
Перебои в газоснабжении |
— |
1 |
3 |
14 |
68 |
14 |
Татьяна Войлокова: Как мы видим, большая часть россиян в целом довольно редко встречаются с перебоями в снабжении основными коммунальными услугами. Изучение ситуации со снабжением основными коммунальными услугами (вода, электричество, газ), показывает, что чаще всего респонденты сталкиваются с перебоями в водоснабжении – 19% респондентов указали, что сталкиваются с такими проблемами довольно часто, 6% — практически каждую неделю, в домах 4% участников исследования перебои с водой случаются каждый день.
Лучше всего обстоит ситуация с газоснабжением домов россиян. Большинство участников исследования указали, что перебоев нет совсем, в домах 14% респондентов перебои случаются не менее 1 – 2 раз в год.
Перебои в электроснабжении бывают, но они относительно редки. По словам 39% опрошенных перебоев с электричеством в их домах нет совсем, 38% респондентов отметили, что перебои случаются редко, но не менее 1 – 2 раз в год, 4% респондентов приходится сталкиваться со сбоями подачи электроэнергии почти каждую неделю.
ИА DAILYSTROY: Соответственно, хотелось бы понять распределение по каждому конкретному случаю в регионах РФ.
Татьяна Войлокова: Да, далее представлено распределение ответов респондентов в зависимости от места их проживания в конкретном федеральном округе.
Перебои с водой:
|
ЦФО |
СЗФО |
ЮФО |
ПФО |
УФО |
СФО |
ДФО |
Каждый день |
3 |
4 |
8 |
4 |
— |
1 |
1 |
Часто, почти каждую неделю |
2 |
6 |
9 |
7 |
2 |
9 |
16 |
Довольно часто, почти каждый месяц |
14 |
26 |
20 |
17 |
16 |
25 |
31 |
Редко, но не менее 1 — 2 раз в год |
50 |
35 |
30 |
42 |
23 |
38 |
23 |
Перебоев нет совсем |
29 |
25 |
27 |
22 |
55 |
26 |
25 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
4 |
6 |
8 |
4 |
1 |
4 |
Перебои с электроснабжением:
|
ЦФО |
СЗФО |
ЮФО |
ПФО |
УФО |
СФО |
ДФО |
Каждый день |
— |
1 |
1 |
— |
— |
1 |
1 |
Часто, почти каждую неделю |
2 |
4 |
1 |
5 |
2 |
9 |
5 |
Довольно часто, почти каждый месяц |
16 |
17 |
15 |
18 |
13 |
10 |
25 |
Редко, но не менее 1-2 раз в год |
40 |
47 |
30 |
41 |
28 |
41 |
33 |
Перебоев нет совсем |
40 |
30 |
51 |
32 |
57 |
37 |
29 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
1 |
2 |
4 |
— |
2 |
7 |
Перебои с газоснабжением:
|
ЦФО |
СЗФО |
ЮФО |
ПФО |
УФО |
СФО |
ДФО |
Каждый день |
— |
1 |
1 |
— |
— |
— |
1 |
Часто, почти каждую неделю |
— |
— |
— |
2 |
— |
— |
2 |
Довольно часто, почти каждый месяц |
4 |
6 |
1 |
3 |
— |
1 |
2 |
Редко, но не менее 1-2 раз в год |
17 |
17 |
21 |
12 |
7 |
8 |
2 |
Перебоев нет совсем |
75 |
58 |
61 |
78 |
83 |
51 |
45 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
18 |
16 |
5 |
10 |
40 |
48 |
ИА DAILYSTROY: Надо сказать, что с газоснабжением у нас в стране вроде как обстоит лучше всего.
Татьяна Войлокова: Стоит отметить, что результаты не позволяют детально охарактеризовать ситуацию с газоснабжением по округам из-за большого количества затруднившихся с ответом на данный вопрос.
С проблемами в водоснабжении чаще всего приходится сталкиваться жителям Дальневосточного, Сибирского, Северо-западного и Южного федеральных округов, а перебои с электричеством чаще всего встречаются в домах жителей Дальневосточного федерального округа.
ИА DAILYSTROY: А есть ли данные о том, насколько быстро устраняются перебои со снабжением энергетическими и водными ресурсами.
Татьяна Войлокова: на вопрос «Как быстро в среднем устраняются в Вашем доме перебои с водой, электричеством, газом?» были получены следующие ответы.
|
За несколько минут |
За полчаса |
За несколько часов |
За день |
В течение нескольких дней |
Перебоев нет |
Затрудняюсь ответить |
Перебои с водой |
1 |
1 |
13 |
26 |
23 |
28 |
8 |
Перебои с электричеством |
2 |
3 |
22 |
25 |
7 |
40 |
1 |
Перебои в газоснабжении |
— |
1 |
5 |
10 |
4 |
68 |
12 |
По словам участников исследования, дольше всего происходит решение проблем в водоснабжении. В большинстве случаев перебои с водой устраняются либо за один день (26%), либо за несколько дней (23%). Только 13% респондентов отметили более оперативное решение проблем с водой – в течение нескольких часов. Можно предполагать, что для части этих респондентов оперативное решение проблем с водой связано с прорывом труб и опасностью затопления жилья.
Перебои в электроснабжении в среднем устраняются в течение дня (25%), либо за несколько часов (22%).
Перебоев в газоснабжении в домах большинства россиян практически нет, но если они случаются, то устранение происходит за день (10%), либо в течение нескольких часов (5%).
Устранение перебоев с электричеством может происходить силами самих респондентов (например, принудительное размыкание электрической цепи в результате ее перегрузки, когда попросту "выбило пробки"), но в большинстве случаев все же силами специализированных компаний, обслуживающих электросети.
ИА DAILYSTROY: Действительно, скорость ликвидации перебоев говорит о том, что работникам сферы ЖКХ еще есть куда стремиться. Спасибо Вам, Татьяна за столь интересное и подробное исследование!