Сергей Непомнящий
Градостроительство — процесс длительный. Москва 2050 формируется сегодня, так что 2050 г, собственно, будущим считать нельзя. Это прямое продолжение сегодняшней экономической и градостроительной политики.
Есть замечательная по своей мудрости молитва немецкого богослова Карла Фридриха Этингера:
«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого». Это руководство к действию во всех сложных ситуациях, а градостроительство, безусловно, один из САМЫХ сложных видов деятельности.
Если говорить о будущем города вообще и Москвы в частности, давайте попробуем проанализировать.
Во-первых, следует обратить внимание, или, скорее, не закрывать глаза на глобальные мировые процессы.
Во-вторых, необходимо понять, чем обусловлены эти явления, и насколько эти тенденции действительно объективны и устойчивы, вне зависимости от того, нравятся ли нам эти тенденции, или нет.
В-третьих, нужно сравнить эти процессы с тем, как на них реагирует общество, и оценить итог совместного действия объективных и субъективных сил.
Тогда можно будет ясно увидеть весь спектр возможных сценариев.
ТЕНДЕНЦИИ.
1. САМЫЙ глобальный и самый ОЧЕВИДНЫЙ процесс современности – УРБАНИЗАЦИЯ. Думаю, нет необходимости приводить многочисленные цифры. Достаточно одного: 23 января 2011 года население планеты составило 7 миллиардов — ровно в 2 раза больше, чем в 1970 году, при этом доля сельского населения стремительно сокращается. Посмотрите информацию по этой теме, например данные, приводимые Екатериной Щербаковой: http://demoscope.ru/weekly/2007/0273/barom02.php
Далеко не единственный источник, но картина предельно ясная.
2. Безусловно, глобальный процесс — рост мегаполисов и деградация малых населенных пунктов. Этот процесс носит стихийный характер и часто принимает уродливые формы. Но, тем не менее, он также относится к глобальным трендам, и характерен для всех стран мира. Любопытно набрать в поисковике «Города Призраки». Например, такая ссылка: http://bygaga.com.ua/pictures/interesnoe-v-seti/print:page,1,8073-10-gorodov-prizrakov-10-foto.html Масса любопытнейшей информации! Живые декорации для антиутопий. Как ни парадоксально, гибнут поселения даже там, где прекрасная природа, и где наблюдается острейший дефицит территорий, например, в перенаселенной провинции Гуандун в Китае.
3. Сокращение природных и сельскохозяйственных территорий. Московский пример. За последние 20лет уничтожено более 1100 квадратных километров подмосковных лесов. Сейчас вместо них – застройка, в основном коттеджная, и дороги. http://www.treehealth.ru/news/item/38. Ещё один наглядный пример — символ Всемирного фонда дикой природы (WWF) – большая Панда. В результате уничтожения бамбуковых лесов ареал обитания сократился в сотни раз, и количество панд до полного запрета вырубки лесов упало до 1000 особей.
4. Рост этажности в городах. Несмотря на ограничения, протесты, запреты – этажность в городах растет. Наглядный пример – Монако. http://tvelkom.ru/zagorodnaya/39-v-monako-budet-postroen-novyy-neboskreb.html. Жесткие правила ограничения высотности застройки до 4-х этажей не выдержали напора объективных тенденций развития. В княжестве началась высотная застройка, и даже строительство 179-метрового небоскрёба.
5. Существует понятие дезурбанизации.
КАК К ЭТИМ ТЕНДЕНЦИЯМ ОТНОСИТЬСЯ?
Динамика всех этих процессов зависят от множества факторов.
1. О РОСТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБ УРБАНИЗАЦИИ.
Рост городского населения приводит к росту конкуренции в сфере высококвалифицированного и интеллектуального труда, соответственно, связан с повышением уровня образования. С повышением уровня образования и культуры связано падение рождаемости в гордах. Очевидно, что процесс роста населения неуклонен, но не бесконечен, и связан с уровнем культуры и «старения» населения. При этом, число людей занятых низкоквалифицированным трудом будет падать, доля городского населения, т.е. тех, кто будет заниматься преимущественно не сельским хозяйством, но и ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, будет расти. Пределы этого роста определены психологическими особенностями групп людей, их целеполаганием и жизненными установками.
2. О ДЕГРАДАЦИИ МАЛЫХ ПОСЕЛЕНИЙ.
Соотношение количества людей, ориентированных на самоактуализацию, интеллектуальную конкуренцию или на комфорт и безопасность – константа вне зависимости от уровня развития общества. Подтверждение тому в работах последователей Маслоу. Пассионарии – молодежь и те, кто не утратил стимулов к творчеству – нуждаются в городской активности. Люди, предпочитающие комфорт – выбирают удобства городской жизни. Отшельников, готовых уединиться на ферме или в одиноком домике вдали от других людей – минимум. Человеку нужен человек. Доксиадис считал, что минимальный размер поселения, где реализуется минимально достаточная потребность в контактах и обеспечивается возможность выбора подходящих рабочих мест – 50 000 человек (Architecture in transition, L., 1963; Ekistics. An introduction to the science of human settlements, L., 1968.). Сегодня темп жизни и потребность в контактах возросли. По моим наблюдениям, минимальное относительно автономное поселение сегодня – это 150 000 человек. При этом должна быть обеспечения удобная транспортная связь другими центрами культуры. Поселения меньшего размера, изолированные от крупных центров культурной и деловой активности, обречены. Выжить могут лишь те исторические малые города, которые имеют собственный мощный интеллектуальный и культурный потенциал, и при этом, тесно ИНТЕГРИРОВАНЫ С БОЛЕЕ КРУПНЫМИ ГОРОДСКИМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ.
3. СОКРАЩЕНИЕ ПРИРОДНЫХ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ – безусловное зло! Остановить этот процесс необходимо, причем, неплохо бы, мерами, аналогичными тем, которыми защищены панды в Китае. Там за нанесение вреда панде предусмотрена казнь. За разрушение или сохранение природы мы несем всю полноту ответственности.
4. РОСТ ЭТАЖНОСТИ. Городское население растет. Потребности каждого отдельного жителя города в городских пространствах тоже растут. Территории – то есть ресурсы для создания городских пространств – ограничены. Городские пространства – это ресурс формирования городской среды. Ограничивать потребности человека в создании среды, приспособленной для жизни и творчества – это значит ограничивать свободу человека, значит, ограничивать его интеллектуальный и созидательный потенциал. Вывод: ресурсы для формирования среды необходимо использовать максимально эффективно, и, следовательно, необходимо создание максимального количества пространств на минимальной территории. Городские пространства – могут быть и открытыми, и закрытыми. Квартира – это городское пространство. Стадион – тоже городское пространство. Улица, площадь, атриум торгового центра, подземная автостоянка, капсула капсульного отеля – всё это городские пространства. Понятно, что на 1 км2 территории может быть 10 км2 городских пространств. Эффективность создания городских пространств на некой территории связана с этажностью. Фактически, количество городских пространств на некой территории – это среднее количество горизонтальных поверхностей, вне зависимости от того, естественные ли эти поверхности, или искусственные.
5. О ДЕЗУРБАНИЗАЦИИ. Статистически дезурбанизация не выражена. Есть постоянное стремление человека к природе и уединению, но лишь как вектор желаемого. Практически готовы взять на себя ответственность перед своими детьми за самоизоляцию готовы лишь единицы (см. п.4) Иными словами, горожанину нужен город, с его активностью, общением и комфортом. При этом горожанин мечтает об уединенном домике в лесу, если уверен, что город всегда рядом.
О ТОМ, КАК В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СОЧЕТАЮТСЯ ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.
ОБЪЕКТИВНОЕ.
1. Следует принять как данность, что население Москвы меньше не станет, при условии, что не будет резкого падения уровня комфорта по отношению к другим городам России и мира.
2. Следует принять как данность, что во всем мире города развиваются, и уровень комфорта растет, следовательно, для того, чтобы соответствовать мировому уровню, городские пространства Москвы должны развиваться.
3. Следует принять как данность, что климатические условия Москвы несколько отличаются от климата Лазурного берега, что в Москве нет пляжей Калифорнии и альпийских горнолыжных курортов. Следовательно, конкурентоспособность городской среды должна быть обеспечена иными средствами, в первую очередь культурно-историческими.
4. Следует принять как данность, что если не будет существенного роста качества жизни в городе, квалификационный уровень населения и производительность труда будут продолжать падать.
СУБЪЕКТИВНОЕ.
Выделены основные приоритеты развития города:
1. Разуплотнение и ограничение этажности, новое жилищное строительство.
2. Создание благоустроенных озелененных пространств.
3. Создание объектов обслуживания и создание пешеходных зон
4. Прекращение офисного строительства в центре и вынос рабочих мест за пределы города.
5. Развитие общественного транспорта.
ЧТО ЭТО ФАКТИЧЕСКИ ОЗНАЧАЕТ?
1. Разуплотнение и ограничение этажности – это территориальный рост города.
2. Разуплотнение – это уничтожение природного окружения города, создание среды промежуточного типа– «полугород-полудеревня», с сокращением крупных общественных парковых зон.
3. Разуплотнение – это рассредоточение объектов обслуживания, удаление потребителей от точек предоставления услуг, удлинение пешеходных связей между объектами, снижение функциональной значимости пешеходных зон. Превращение пешеходных улиц в мало используемые и дорогостоящие прогулочные площадки, оторванные от рекреационных объектов.
4. Разуплотнение – это рассредоточение мест приложения труда и уменьшение возможности выбора подходящих рабочих мест в радиусе минимальной транспортной доступности, следовательно, общее снижение привлекательности этих территорий.
5. Разуплотнение – это приоритетное развитие ИНДИВИДУАЛЬНОГО транспорта, так как на больших застроенных территориях не может быть эффективно организована сложная сеть со многими пересадочными узлами.
К ЧЕМУ ЭТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К 2050 ГОДУ?
Градостроительная политика, направленная на СДЕРЖИВАНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ, может проводиться лишь некоторое ограниченное время, до тех пор, пока не накопятся её отрицательные последствия до критического уровня сверхконцентрации.
ПЕРИФЕРИЯ.
ЖИЛЬЕ — малоэтажная низкоплотная застройка.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ – разрозненные и относительно небольшие детские сады, куда родители возят детей на транспорте, «сельские» школы со школьными автобусами.
МАГАЗИНЫ, КАФЕ, спортивные залы – все в упадке и на грани банкротства.
Досуг и шопинг – в Москве.
МЕСТА ПРИЛОЖЕНИЯ ТРУДА – филиалы крупных компаний для15- 20% трудоспособного населения. Фактически, вся обширная застроенная территория — мини моногород. Основная часть населения тратит на дорогу более часа времени в одном направлении.
ДОРОГИ — высокая протяженность сети дорог, требующая огромных затрат на расчистку зимой от снега, на ремонт после схода снега или после проезда большегрузной техники. Преимущественное развитие индивидуального автотранспорта. Всё на грани работоспособности из за недостатка средств на эксплуатацию.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ — пунктирное сообщение с помощью микроавтобусов.
Население – мечтает изменить жизнь к лучшему (или безработица и преступность)
ЦЕНТР.
ЖИЛЬЕ – дорогая элитная застройка, квартиры периодического использования. Дорогое и очень малогабаритное арендное жильё, капсульные отели.
ДВОРЫ – коммуникационное пространство, отделяющее квартиру от остановки общественного транспорта, детские площадки, газоны и деревья. Не используются как место общения.
Дорогие и относительно небольшие ШКОЛЫ И ДЕТСКИЕ САДЫ со специальными программами обучения, перегруженные школьные и дошкольные социальные учреждения. Развитая сеть индивидуальной доставки товаров.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗДАНИЯ – зажаты между существующими офисными центрами, запрет на строительство новых приведет к их полной реконструкции с устройством автостоянками в подземном пространстве.
ОФИСЫ – крупные комплексы с развитыми подъездными путями, спортивными залами, рекреационными центрами, разворотными площадками общественного транспорта. Мощные пешеходные потоки, лавина людей в час-пик.
МАГАЗИНЫ – гипермаркеты с элементами досуговых центров, спортивными залами и бассейнами.
УЛИЦЫ – транспортные магистрали с минимумом магазинов и других предприятий обслуживания
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ — перманентная перегрузка на грани коллапса, специальные сотрудники метрополитена, заталкивающие в вагоны метро пассажиров, по опыту современного Токио.
ПАРКИ – островки газонов между мощеными дорожками, аттракционы, киоски, павильоны.
ПРИГОРОДНЫЕ ПАРКИ.
Остатки подмосковных лесов, где частично сохранены взрослые деревья, пробиты пешеходные аллеи, патрулируемые полицией на автомобилях. Расставлены скамейки и фонари.
Водоемы с мощеными дорожками по периметру. В 2050 году ставится вопрос о привлечении лондонских ландшафтных дизайнеров.
ЧТО МОГЛО БЫ БЫТЬ ПРИ СМЕНЕ СДЕРЖИВАЮЩЕЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, НА ПОЛИТИКУ УПРАВЛЯЕМОГО СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ И СОЗДАНИЯ ИЗБЫТКА РЕЗЕРВНЫХ ПРОСТРАНСТВ?
Если формировать свободные городские пространства в нужных местах и в нужных пропорциях, картина радикально меняется.
ЗАСТРОЙКА – крупные террасированные полнофункциональные кластеры в окружении парков.
Высокая концентрация всех видов городских пространств на малой территории позволяет резко сократить площади освоения новых территорий, исключить прокладку сети магистралей, прокладку инженерных трасс, вырубку лесов.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР освобождается от давления коммерческой застройкой и вместо коммерческой реконструкции может быть научно реставрирован.
ЖИЛЫЕ ГРУППЫ ПО 50 000 ЧЕЛОВЕК В КОМПЛЕКСЕ С МЕСТАМИ ПРИЛОЖЕНИЯ ТРУДА в кратчайшей пешеходной доступности. Концентрация жилья и разнообразных фирм позволяют сформировать профессиональные кластеры и обеспечить трудоспособному населению свободу выбора наиболее соответствующей организации без длительных поездок по городу.
Оптимальное соотношение профильных фирм и объектов обслуживания внутри кластера минимизируют ежедневные затраты времени на перемещение от дома к месту работы. Можно добиться РЕЗКОГО СОКРАЩЕНИЯ ЕЖЕДНЕВНЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ. Комфортабельное просторное многокомнатное жилье с индивидуальными открытыми террасами и зимними садами – в долгосрочной аренде у ведущих сотрудников профильных фирм. Более скромное жилье – у рядовых сотрудников фирм и объектов обслуживания.
Атриумные рекреационно-коммуникационные пространства внутри кластеров формируют места досуга и общения жителей. Высокая концентрация потребителей общественных услуг позволит обеспечить КОММЕРЧЕСКИ РЕНТАБЕЛЬНОЕ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. Теплая «сердцевина» кластера – климатизированные коммуникационно-рекреационные пространства – не только комфорт, но и радикальная экономия энергии на отопление жилья.
Большое количество профессионально ориентированных автономных кластеров, содержащих разнообразные рабочие места и связанное с ним жилье, позволит оптимально рассредоточить рабочие места по территории мегаполиса. Сокращение обязательной повседневной загрузки общественного транспорта миграционными потоками позволит обеспечить удобство транспортных контактов между отдельными кластерами.
СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ – существенно менее затратный процесс, нежели освоение новых территорий, к тому же требует существенно меньше средств на эксплуатацию. Встроенные проезды и автостоянки не требуют защиты от осадков и снегоуборки. Зимние сады также исключают зимнюю уборку территорий. Город получает колоссальное количество полезных площадей без освоения новых территорий. И, более того, позволяет РАСШИРИТЬ ПАРКОВЫЕ ЗОНЫ ЗА СЧЕТ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕГРАДИРОВАВШИХ ТЕРРИТОРИЙ.