Туристы путешествуют в горах. Неожиданно тропа, по которой они идут, упирается в глубокое ущелье, через которое можно пройти по узкому бревну над глубокой пропастью. Туристы не опытные, самостоятельно перебраться через ущелье они не могут. Неподалеку пастух пасет отару овец, и туристы обращаются к нему за помощью. «Хорошо, я перенесу Вас через ущелье, но за каждого вы заплатите мне по одному рублю» — отвечает на просьбу о помощи туристов пастух и по двое переносит туристов через пропасть. Но их 25 человек, и у последнего нет пары. Когда пастух пытается и его перенести через ущелье, он теряет равновесие и начинает раскачиваться над пропастью. «А, хрен с ним, с рублем!»- говорит пастух и отпускает туриста. В пропасть…
Старый туристский анекдот
Не секрет, что в условиях все более затягивающегося экономического кризиса основным работодателем для предпринимателей стал госзаказ. Но для большинства граждан, с предпринимательством прямо не связанным секретом является тот факт, что уже само участие в торгах, а уж тем более победа в нем смертельно опасны для любого, самого честного и надежного предприятия…
Причина проста – любое предприятие, любой предприниматель никак не защищен от произвола заказчика в условиях нашего лукавого и дырявого законодательства.
Уже на этапе, когда вы подали заявку на участие в торгах, «добрые люди» разными путями предлагают свои услуги будущему возможному исполнителю работ, подробно объясняя, что именно нужно сделать, кому и сколько предложить чтобы выиграть торги. Возможно, что они никакого отношения к заказчику не имеют. Но очень озадачивает то, что при размещении нескольких практически одинаковых лотов часть из них выигрывается со снижением в 0,5-2%, а вот другие лоты торгуются и до 30-35%. И в ходе торгов могут поступать – и поступают – звонки от конкурентов с прямыми вопросами: «А кто за Вами стоит?».
И вот Вы выиграли свой лот. С большим снижением цены, но Вы уверены, что за эти деньги Вы работу выполните. Без большой прибыли, но работа для Ваших работников будет, и зарплата тоже. Вы не демпинговали, ибо Вами внесен залог, часто это заемные деньги и рисковать ими Вы не можете. Уклоняться от исполнения контракта – прямое самоубийство для исполнителя.
Теперь Вам нужно дополнительное обеспечение в виде банковской гарантии либо поручительства третьих лиц. Банковская гарантия стоит дороже – наши банки не любят рисковать, особенно в контрактах по строительству или капремонту, залоговых активов у Вас нет, кредитной истории тоже – никто сегодня строительство не кредитует. Банковская гарантия Вам обойдется в 2-5%. За 2% Вы получите гарантию третьестепенного банка, которую он не проведет по отчетности и, в случае чего, просто не подтвердит. А 5% делают Вашу работу бесприбыльной, если не убыточной.
Остается договор поручительства. 0,5-2%.
Не знаю, что думали наши законодатели, определяя требования к поручителю. Видимо, они представляли, что в офисах Газпрома, РЖД, Роснефти и еще полудюжины компаний, под эти критерии подходящих, немедленно откроются департаменты по представлению поручительств. Этого не произошло – нет у них интереса к этой деятельности, не те масштабы наверное. Но за то появилась целая индустрия фирм-поручителей. Проверить их надежность законными методами исполнитель не может – даже запрос в налоговую инспекцию по месту нахождения поручителя имеют право делать органы прокуратуры, МВД и суды – это ст.102 налогового кодекса РФ. Приходится верить на слово. А как не верить, если договор по форме и все справки приложены, и в черном списке поручитель не значится, и выхода иного нет у исполнителя – сроки подписания контракта очень жесткие.
И вот заказчик, получив подписанный исполнителем контракт и договор поручительства радостно констатирует, что именно на этого поручителя ровно неделю назад он получил письмо от ИФНС о том, что тот не уплатил во время штраф и пенни, и вообще его бухгалтерская отчетность не соответствует… И в силу этого делает вывод о том, что исполнитель от исполнения контракта уклоняется, а потому контракт отзывается, документы на исполнителя отправляются в УФАС, где его – исполнителя — автоматически вносят в черный список и на два года лишают права участвовать в каких либо торгах на всей территории РФ, а залоговые деньги зачисляются – нет, не в бюджет! – а на счет заказчика, и теперь это его деньги, и он волен с ними делать все, что захочет. А это минимум 5% от начальной (максимальной) цены контракта. Все, Вы разорены и опозорены. Арбитраж Вас тоже не спасет – см. практику. Вы тот самый рубль, который пастух выкинул в пропасть. Вместе с Вашими работниками и деньгами…
И тут Вы вспоминаете предложения доброхотов… Там тоже фигурировали примерно те же проценты. И это выглядит как-то странно. Но догадки к делу не приложишь. Да и поезд ушел.
В правительстве Москвы понимают абсурдность обвинений в уклонении от исполнения контракта и признают право на исправление ситуации – распоряжение правительства №792 обязывает городских заказчиков предлагать победителю торгов предоставить новое обеспечение исполнения контракта, только вот ГУ «УКРиС», например, это постановление злостно игнорирует.
За период с 01 января 2011 года по 13 декабря 2011 года УФАС по г. Москве в реестр недобросовестных поставщиков включено 376 компаний — из них 290 компаний, по мнению заказчиков г. Москвы, уклонившихся от заключения контракта. В то же время как за весь 2010 год УФАС по г. Москве в реестр было включено всего 210 компаний, а за 2009 год всего 3 компании. В 2011 году в реестр включены, в частности, такие злостные «уклонисты» как ОАО "Подольский хлебокомбинат", ОАО "Мосинжспецстрой", ОАО "3-й таксомоторный парк", ЗАО "ЛИФТЕК", ООО "Коралл Лифтсервис", ФГУ "Менделеевский ЦСМ" (уклонение единственного поставщика от заключения контракта), ООО "ГЕАН-Строй" (уклонение единственного поставщика от заключение контракта) и т. д.
Только сотрудниками ГУ «УКРиС» в период с января по декабрь 2011 года в реестр, то есть в «пропасть» отправлено 18 компаний «уклонившихся» от заключения контракта, за каждым таким решением стоят не полученные назад обеспечения заявок на участие, сотрудники компаний, оставшиеся без работы. И не потому, что руководство этих организаций отказалось подписывать контракты, а потому что кто то решил трактовать закон в свою пользу и считает, что дать организации возможность заменить обеспечение — это преступление, не взирая на то, что это не запрещено законами в сфере гос. заказа, не обращая внимания на Распоряжения Правительства Москвы и на то что в результате таких действий заказчиков бюджет недосчитывается значительных средств экономии. Зато ГУ «УКРиС» может бодро рапортовать о значительной прибыльности своей успешной деятельности. И сокрушаться о том, что число компаний, участвующих в объявляемых им торгах неуклонно сокращается. В настоящий момент ещё 5 компаний, признанных ГУ «УКРиС» «уклонившимися» от заключения контракта, ждут решения УФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе торгов реестровый № 0173200001411001577 победителем признана компания, которая впоследствии «уклонилась» от заключения контракта, (причина та же — письмо из ИФНС полученное ГУ «УКРиС»). Компания, занявшее второе место, также «уклонилась» от заключение контракта, так как не стала подписывать договор с неверно указанными ФИО ген. директора и была лишена возможности оформить протокол разногласий.
Если все таки Распоряжения Правительства Москвы обязательны к исполнению всеми заказчиками Москвы, означает ли это, что кто то понесет личную ответственность за принятые решения и «убитые» компании? Или участие в торгах так и останется смертельно опасным развлечением для многих компаний?
А ведь хотя бы для строительных компаний в условиях обязательного саморегулирования так ли уж необходимо это дополнительное обеспечение – ведь и взнос в компенсационный фонд СРО внесен, и договор страхования заключен.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (статья 55.16 глава 6.1) Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
Также в соответствии с п. 12 статьи 55.5 Правилами саморегулирования могут устанавливаться (и зачастую устанавливаются) — цитата:
1) условия, подлежащие включению в договор подряда и обеспечивающие защиту интересов заказчиков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) требования к исполнителям работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, относительно предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций с заказчиками этих работ, пользователями результатами этих работ;
3) требования о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования;
4) требования о страховании иных связанных с выполнением строительно-монтажных работ рисков, о страховании работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица от несчастных случаев и болезней, условия такого страхования;
5) требование о наличии сертификатов соответствия работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством таких работ, выданных при осуществлении добровольного подтверждения соответствия в определенной системе добровольной сертификации;
6) требования к содержанию рекламы, распространяемой исполнителями работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
И вообще, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (статья 55.1 глава 6.1) – и опять цитата:
1. Основными целями саморегулируемых организаций являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций.
Чего же более?!
Федеральный закон №94-ФЗ сыграл свою положительную роль в сфере госзаказа. Так же, как перенос практически всех торгов на электронные площадки. Но за два прошедших года многие не слишком щепетильные заказчики нашли прорехи в законодательстве и сумели выстроить схемы, позволяющие им вполне безнаказанно творить произвол и расправляться с непокорными и»чужими». Вызывает недоумение и позиция ФАС в этом вопросе. Закон нуждается в доработке, все это понимают. Более того и ФАС, и Министерство экономического развития РФ подготовили и обнародовали свои предложения по этому вопросу, широко обсуждается проект закона о Федеральной Контрактной Системе.
Все это хорошо.
Но учтены ли в этих проектах все недостатки предыдущего (действующего!) закона, дана ли оценка его правоприменительной практике, а, главное, как все же быть с жертвами творимого произвола, ведь их очень много по всей стране!
Наверное, их необходимо амнистировать, отнятое неправедно – вернуть, а виновных хоть как-то наказать – всего не поправишь, но должна же быть какая-то справедливость по отношению к невинно пострадавшим!
А произвол продолжается. И ФАС усердно штампует смертные приговоры, уверенный в своей правоте и полной безнаказанности… Как то это плохо соотносится с декларируемой в стране политикой поддержки предпринимательства и искоренения обвинительных тенденций в сфере экономических отношений.
Авторы
Е. Шлеменков,
член Президиума ОПОРЫ РОССИИ, Руководитель комитета по саморегулированию и Комиссии по строительству и ЖКХ
А. Науменко,
зам. Руководителя комиссии по строительству и ЖКХ ОПОРЫ РОССИИ